Вопрос суверенитета всегда был актуальным для народов и болезненным для дискуссий, которые должны, по словам экспертов, проходить в цивилизованном порядке, с учетом мнения всего народа. Точка зрения А.Лукашенко (суверенитет не может быть предметом переговоров) – взгляд на проблему всего лишь одного из девяти с лишним миллионов белорусов, пусть и президента страны.
Напомним, как ранее писала БДГ, 1 августа председатель правительства России Владимир Путин в ходе общения с молодежью на форуме "Селигер-2011" заявил, что если белорусский народ желает реального объединения, то он должен бороться за эту идею.
При этом, по словам пресс-секретаря МИД Беларуси Андрея Савиных, белорусское внешнеполитическое ведомство не видит необходимости комментировать данное заявление.
"Следует отметить, что премьер-министр России подчеркнул, что данный вопрос на 100% зависит от волеизъявления белорусского народа", - сказал Савиных.
"Александр Лукашенко четко сказал, что национальный суверенитет - это святая вещь для белорусов, он не является какой-то конъюнктурой и даже предметом переговоров", - подчеркнул пресс-секретарь МИД Беларуси.
По словам Юрия Баранчика, за примерами ходить далеко не надо - страны Западной Европы всю послевоенную историю обсуждали проблему суверенитета и пришли к тому, что суверенитет есть понятие во многом условное.
Что в рамках глобализующегося мира, ради выживания народов и государств, в целом, можно отдать часть функций суверенного государства в пользу единого центра. И в Европе с этим никто не спорит - ни немцы, ни французы, ни прибалты с румынами, передает слова политолога ИА REGNUM.
Они все отдали часть суверенитета в пользу Евросоюза, Европарламента, других центральных европейских и трансатлантических структур (НАТО).
В Беларуси также могут вестись такие дискуссии, однако они должны проходить в цивилизованном порядке, с учетом мнения всего народа.
Что касается мнения Александра Лукашенко на этот счет, то это мнение лишь одного из девяти с лишним миллионов белорусов, пусть и президента страны, отметил эксперт.
Нищий суверенитет с военно-полицейским аппаратом управления, по словам руководителя Белорусской региональной группы "Интернациональной России" ОНФ, никому не нужен. Люди уже готовы в массовом порядке уезжать из страны. С кем останется власть - если все уедут из "очага стабильности и процветания"?
"Люди отдадут суверенитет тому, кто решит их основные жизненные проблемы: обеспечит ясные социальные ориентиры, гарантирует высокие жизненные стандарты, перспективы развития страны. Ничего этого белорусская власть сегодня дать не в состоянии. Соответственно, если власть не выполняет свои основные функции, и Беларусь скатывается к статусу несостоявшегося государства, то вполне логично, что появляются такого рода вопросы" - отметил Юрий Баранчик. - "Если люди будут видеть, что в Союзе с Россией их жизненный уровень поднимется в 5-10 раз, то они ни дня не будут думать о пресловутом белорусском суверенитете".
Говоря про белорусскую оппозицию, Ю.Баранчик отметил, что она, как только узнала правду о том, чего на самом деле хочет белорусский народ, тут же впала в антироссийскую истерию и показала свое прозападное нутро.
И этим жестко поставила крест на всяких дискуссиях относительно того, чьи интересы на самом деле она защищает в республике - кто девушку платит, тот ее и танцует.
Их главным контраргументом, как и всегда, стал тезис об имперскости российских устремлений, чему якобы в очередной раз можно было убедиться из слов Путина.
Наиболее яркий образчик подобного рода аргументации мы наблюдаем у Александра Класковского: "Москва никогда не оставляла имперских планов, но в зависимости от ситуации меняет тактику. Надо обратить внимание, где было сделано это заявление. Об этом Путин заявил во время встречи с активом движения "Наши", которое является фактически будущей партией власти, с будущей правящей элитой, на озере Селигер. В мозги будущим политическим элитам вбиваются имперские замашки: никакой Беларуси нет, никакого независимого государства нет. Будущим руководителям России вбивается в голову идеология собирания земель".
По мнению политолога. из этих подходов следует, что прозападная оппозиция боится Империи. Причина боязни ясна как божий день - местная элита во многом не выдерживает конкуренции со своими российскими коллегами.
Единственный способ оградить себя от конкуренции - оставить Беларусь закрытой со всех сторон. Почему же в таком случае та же самая белорусская элита так рвется на Запад?
Причина опять банальна - Запад ее содержит. И содержание производится по одному-единственному основанию - антироссийскости. Всех, кто готов в этом формате работать - Запад будет щедро подкармливать. Вместе с тем, если прозападная оппозиция и часть госаппарата боится России, означает ли это, что Империи боится и белорусский народ? Конечно же, нет.
Белорусы готовы и хотят жить с русскими вместе. Форма государственного устройства может быть разной. Вариант Советского Союза сегодня не актуален, а вот вариант объединения по типу Евросоюза вполне возможен: суверенитет сохраняется, а часть функций (военная, денежно-кредитная, фискальная, таможенная) передаются на уровень союзных органов.
Оппозиция почему-то не против интеграции на аналогичных условиях с Евросоюзом, но объединение с Россией на таких же условиях - для нее это сразу же потеря суверенитета. Нарушение логики очевидно. А если есть нарушение логики, значит, в рассуждениях присутствуют какие-то привнесенные ценностные установки, согласно которым одна интеграция хороша, а вторая - нежелательна.
По мнению Ю.Баранчика, бушующий в стране кризис реально показывает, что белорусы в массовом порядке готовы скорее уехать жить и работать в Россию, чем оставаться жить в нищей Беларуси.
Он не исключает, что со временем будет образовано агентство, способствующее как трудоустройству белорусов в России, так и переезду на постоянное место жительства и получению российского гражданства. Если каждый год из-за беспросветной нищеты и военно-полицейских методов управления государством в Россию станет уезжать по 50-100 тысяч человек, это будет лучшим свидетельством того, в каком союзе и с кем хотят жить белорусы.
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы не видеть, что при спокойном ходе событий через 20-30 лет нации Европы начнут образовывать единый суперэтнос с единым правительством, армией, административным устройством, культурой, стиранием языковых и национальных традиций и т.д. И призыв радикальной оппозиции к вхождению в единую Европу - это не просто призыв к самостоятельности, как она это пытается подать.
Это не просто желание построить якобы суверенное государство, каковых в Европе уже нет. Это - осознанный долгосрочный цивилизационный выбор ряда представителей белорусской элиты, в основном либо имеющей польские (как говорят в Беларуси - западенцы) корни, либо тех, кто озабочен исключительной вопросом личной наживы.
Белорусы же не ощущают себя изолированной единицей мира. Мы изначально воспитаны в традициях братства с русским и украинским народом. Вот наша нынешняя, прошедшая через горнило истории, идентификация, внутренняя сущность, которая может быть вытравлена только через десятилетиями культивируемое насаждение чуждых культурных норм и традиций и буквальное уничтожение, геноцид белорусского народа.
В то же время, по мнению эксперта, белорусский народ, как и русский, является народом глубоко имперским. Это опять-таки показывает весь исторический путь белорусов - мы никогда не прятались за спину русского народа, а вместе, именно вместе решали все проблемы, которые ставила перед нами история.
У белорусов никогда не было по отношению к русским и другим народам великой империи ни чувства высокомерия, ни чувства второсортности. Мы равные среди равных.
Анализ творчества самых видных представителей белорусской культуры показывает, что на протяжении столетий напряжение духа белорусского народа в целях самоидентификации, самосохранения и выживания было колоссальным. Аналогично тому, как у многих других народов Российской империи до того, как они вошли в ее состав.
История белорусского народа показывает, что белорусы понимают независимость больше не в смысле государственного строительства, а в смысле свободы творчества и личной свободы, "преумножения своего дома". Даже нынешняя ситуация свидетельствует об этом самым ярким образом.
Подавляющее число белорусов несогласно с тем, что происходит в стране, однако предпринимают что-либо для изменений очень немногие. Остальные живут проблемами повседневности, тем самым показывая властям, что они как жили без власти свободными, "в своем мире", так и будут жить. А возможные преследования или тяготы перенесут с христианским смирением и стойкостью.
В свою очередь, генеральный директор Центра политической конъюнктуры, российский политолог Сергей Михеев сказал в интервью, что белорусскому руководству не хватает решимости двигаться навстречу политической интеграции.
По мнению эксперта, непонятно, кто будет или должен делать первый шаг к объединению России и Беларуси, потому что какого-то определенного "стратегически мудрого отношения к этому вопросу не хватает ни Минску, ни Москве".
"Думаю, что заявление премьер-министра - это "вежливое" признание того, что сейчас явно происходит некоторый отход от идеи объединения", - заявил, в свою очередь, корреспонденту ИА REGNUM российский политолог Борис Межуев заявление Владимира Путина.
По мнению Межуева, такой ход мысли понятен, потому что у Беларуси и России разный политико-экономический строй. "Руководители стран наивно полагают, что этнической и культурной близости достаточно для объединения, когда как здесь требуется некоторое сближение, конвергенция систем. Сейчас этого не происходит, но это совершенно необходимо", - подвел итог Межуев.
Напомним также, что в конце 2010 года в Беларуси образовался оргкомитет движения "За Союз Беларуси и России", поддержавший в 2011 году инициативу ОНФ "Интернациональная Россия".