"Позиция Министерства юстиции Литвы и литовского государства такова: мы считаем неприемлемым то, что механизм правовой помощи по договору между Литвой и Беларусью был использован во внеправовых, политических целях", — подчеркнул Вайткявичюс, пишет delfi.lt.
По его словам, правовое сотрудничество между Литвой и Беларусью имеет важное значение для граждан обеих стран, помогая решать "вопросы насчет преступлений, предусмотренных нашими уголовными кодексами". Литовская сторона ежегодно получает из Беларуси в среднем около 500 просьб о правовой помощи и, в свою очередь, направляет ей около 300 - 400 просьб, сообщил замминистра юстиции.
"До сих пор мы были удовлетворены тем, как осуществлялось сотрудничество между Литвой и Беларусью", — отметил он. Вайткявичюс высказал сожаление, что инструмент правовой помощи был подвергнут критике в связи с ситуции вокруг белорусских правозащитников.
Он заявил, что этот механизм будет приостановлен. "Пока мы не будем уверены, что он не будет использован в неприемлемых по договору целях, мы не будем по этому механизму работать", — сказал замминистра юстиции Литвы.
4 августа в Минске сотрудники департамента финансовых расследований Комитета госконтроля задержали на трое суток вице-президента Международной федерации прав человека, руководитель закрытого белорусскими властями правозащитного центра "Весна" Алеся Беляцкого. Он подозревается в уклонении от уплаты сумм налогов, сборов в особо крупном размере. Максимальное наказание по этой статье предусматривает лишение свободы до семи лет с конфискацией имущества.
Как сообщил сегодня на пресс-конференции в Вильнюсе правозащитник Валентин Стефанович, в конце июня налоговая инспекция предъявила Беляцкому акт проверки со сведениями о средствах, поступивших от зарубежных организаций на его счет в литовском банке Nord. Налоговики посчитали эти средства утаенным доходом. В начале июля такой же акт, но со сведениями по литовскому банку SEB, был предъявлен самому Стефановичу. Однако сумма, найденная на счету Стефановича, не так значительна, чтобы в отношении него можно было завести уголовное дело.
"Мы не считаем, что нарушили законодательство, — заявил Стефанович. — Эти средства собирались не в качестве дохода". Он подчеркнул, что белорусские правозащитники за годы своей деятельности поддержали тысячи граждан, чьи права были нарушены.