Протестуя против использования ходатайства о правовой помощи для политической расправы, МИД Литвы остановил на неограниченное время механизм правовой помощи Беларуси, так как он был подвергнут критике в связи с ситуацией вокруг белорусских правозащитников.
"Позиция Министерства юстиции Литвы и литовского государства такова: мы считаем неприемлемым то, что механизм правовой помощи по договору между Литвой и Беларусью был использован во внеправовых, политических целях", — подчеркнул замминистра юстиции Литвы Вайткявичюс на проведенной в четверг пресс-конференции.
По его словам, правовое сотрудничество между Литвой и Беларусью имеет важное значение для граждан обеих стран, помогая решать "вопросы насчет преступлений, предусмотренных нашими уголовными кодексами".
Литовская сторона ежегодно получает из Беларуси в среднем около 500 просьб о правовой помощи и, в свою очередь, направляет ей около 300—400 просьб, сообщил он.
"До сих пор мы были удовлетворены тем, как осуществлялось сотрудничество между Литвой и Беларусью".
Вайткявичюс высказал сожаление, что инструмент правовой помощи был подвергнут критике в связи с ситуацией вокруг белорусских правозащитников.
Он заявил, что этот механизм будет приостановлен на неограниченное время.
"Пока мы не будем уверены, что он не будет использован в неприемлемых по договору целях, мы не будем по этому механизму работать", — сказал замминистра юстиции Литвы.
Минюст Литвы утверждает, что информация о счетах белорусских организаций предоставлена из-за слишком большого доверия белорусским учреждениям.
Правозащитники заявляют, что такие действия привели к задержанию руководителя белорусского правозащитного центра Алеся Беляцкого.
«Политзаключенных не должно быть в Европе.
Неодобрение Минюста выражается в том, что мы отказываемся от выполнения ходатайств о правовой помощи, пока не будет получена гарантия, что полученная в их рамках информация не будет использоваться в политических целях», – сказал Вайткявичюс.
Белорусы в ходатайстве о правовой помощи указали, что эта информация будет использована с целью выяснения подозрений о неуплате налогов.
"Это первый случай, который, прямо скажу, вызывает презрение к власти Беларуси, когда такой инструмент был использован в политических целях", – не скрывал досаду Вайткявичюс.
Также он выразил надежду, что бреши в механизме правовой помощи в скором времени будут устранены, и предоставление правовой помощи Беларуси можно будет возобновить с уверенностью, что подобное не повторится.
По утверждению Вайткявичюса, Минюст получил ходатайство о правовой помощи, в котором указывалась фамилия, но недооценил возможность того, что информация, полученная по ходатайству о правовой помощи, может быть использована в политических целях.
"Если бы что-либо указывало, что правовая помощь может быть использована в политических целях, мы бы ее не предоставляли. У нас есть право не предоставлять такую помощь. Мы на это (участие Беляцкого в деятельности белорусской оппозиции – DELFI) не обратили внимания. Эта фамилия не была идентифицирована как фамилия лица, руководящего оппозиционным движением", – признал вице-министр.
По его словам, не была получена информация о возможном использовании инструментов правовой помощи с целью расправы с деятелем оппозиции.
По утверждению Вайткявичюса, "согласно стандартной процедуре" министерство должно получать такую информацию, но этот механизм не сработал.
Окончательное решение о предоставлении информации службам Беларуси приняло руководство Департамента международного права Минюста.
По словам Вайткявичюса, службы Беларуси за информацией о счетах Беляцкого обращались в несколько коммерческих банков Литвы, а Минюст был ответственным за это государственным учреждением.
Но он отметил, что банкиры имели право отказаться выполнять просьбу Беларуси, но не сделали этого – как и Минюст.
Вайткявичют отказался назвать банки, которые предоставили информацию белорусским ведомствам о счетах "Вясны".