Российский банк и Deutsche Bank выделяют $2 млрд под залог 35% акций самого ценного актива страны - "Беларуськалия".
Предоставление кредита «Беларуськалию» обсуждалось в России на самом выcоком уровне, пишут российские «Известия». Сбербанк и Deutsche Bank выделят белорусскому предприятию $2 млрд, доложил в пятницу глава крупнейшего российского банка Герман Греф Владимиру Путину.
Не исключено, что таким образом Россия сможет усилить переговорные позиции российских компаний, если те захотят поучаствовать в приватизации «Беларуськалия». Если Минск все-таки решится на этот шаг. Ведь предприятие – крупнейший поставщик валютной выручки для Беларуси. «Россия торопится получить влияние и установить контроль над комбинатом, который вот-вот могут выставить на продажу», - замечает аналитик Reiffeisenbank Константин Юминов.
К тому же Сбербанку важны хорошие отношения с Беларусью. Как рассказывал «Известиям» Герман Греф, банк уже несколько месяцев ведет переговоры о том, чтобы стать консультантом Минска по приватизации. Буквально несколько недель назад Герман Греф встречался с Александром Лукашенко. Подробности переговоров не известны, но не исключено, что на ней обсуждались оба вопроса – и кредит, и приватизация.
«Для Беларуси это, конечно, не простой период времени, но для нас это достаточно надёжный, хороший кредит», - заверил Греф российскому премьеру. У Грефа действительно есть все основания не волноваться: обеспечением по займу будут экспортные контракты «Беларуськалия» (предприятие 90% своей продукции поставляет на экспорт) и 35% акций компании.
С этим согласны и эксперты. По словам долгового аналитика ING Егора Федорова, кредит хорошо обеспечен. Вся компания стоит не менее $16 млрд. Тогда стоимость залога - $5,6 млрд. или в 2,8 раза выше обязательств по кредиту. Лукашенко и вовсе говорил, что «Беларуськалий» стоит не меньше $30 млрд.
Это значит, что даже если цены на минеральные удобрения упадут в 2-3 раза, у Сбербанка все равно будет возможность реализовать заложенный пакет акций, вернув себе деньги. Пока производство удобрений один из самых выгодных бизнесов. По словам Федорова, EBITDA margin (рентабельность компании по прибыли до вычета расходов по процентам, уплаты налогов, и начислений амортизации) российского «Уралкалия» составляет 47%, а у «Газпрома» только 39%.
России, и в частности «Уралкалию», где крупнейший акционер - бизнесмен Сулейман Керимов, совершенно невыгодно, если белорусскую компанию приобретет кто-то из конкурентов, например, индийские или китайские корпорации. Прежде всего из-за того, что российская компания ведет сбыт через совместного с белорусами трейдера – «Белорусскую калийную компанию». Но если до сих пор конфликтов в сбытовой политике не было, приход в «Беларуськалий» нового акционера может изменить ситуацию.
Интересно, что кредит «Беларуськалию» выдает Сбербанк, который был готов дать денег и структурам российского бизнесмена Сулеймана Керимова, если бы тот собрался приобрести белорусское предприятие. Слухи о том, что одна из компаний Керимова ведет переговоры о покупке контрольного пакета акций «Беларуськалия» появились в начале лета. Но позже Минск опроверг эту информацию. По последней версии, Беларусь может продать 10-15% акций компании через биржу, и то не в самое ближайшее время. И не факт, что белорусские власти решатся даже на это. Компания слишком значима для экономики Беларуси, замечает один из топ-менеджеров российского «Уралкалия».
Между тем, некоторые участники калийного рынка считают, что продажа «Беларуськалия» - невыгодна как продавцу, так и потенциальному покупателю. В краткосрочной перспективе бюджет Беларуси получит деньги, но в долгосрочной - может начисто лишиться возможности контролировать денежные потоки комбината. В частности поэтому и была обозначена стоимость всей компании в $30 млрд – это нечто вроде запретительной меры, говорит источник на калийном рынке. Для покупателя, если кто-то решится на долгосрочную покупку, велик риск невозврата вложенных денег. Компания ценна именно нынешним статусом-кво при сложившемся на рынке балансе сил. Смена собственника может привести к «калийным войнам» на рынке, что может обойтись значительными потерями для всех игроков.
Возможно, кредит Сбербанка избавит Беларусь от необходимости продавать предприятие и на какое-то время поставит точку в разговорах о его приватизации.
Ведь средства, которые предоставят Сбербанк и Deutsche Bank, пойдут не на нужды комбината, а во благо страны. Как сообщил «Интерфакс» со ссылкой на источники, деньги на самом деле берет правительство Беларуси для пополнения золотовалютных резервов. «А вы спросите вначале у Москвы, просил ли «Беларуськалий» деньги», - предложил «Известиям» замгендиректора «Беларуськалий» Анатолий Махлай и положил трубку.