Приобретение Группой ГМС контрольного пакета Бобруйского машиностроительного завода – редкий пример реализованного интереса российских инвесторов к белорусским производственным активам. На практике, как показал анализ «Ежедневника», присутствие российского капитала в производственном секторе минимально и с каждым годом интерес к нему падает.
Аукционы и конкурсы, которые проводит Госкомимущество, не привлекли российские компании. Заявления премьер-министра Михаила Мясниковича об якобы имеющемся интересе к приобретению крупных белорусских производственных комплексов в большинстве своем дезавуированы пресс-службами «интересующихся сторон».
Если проанализировать структуру собственности около 100 российских крупных и средних бизнесов в Беларуси, то подавляющее большинство – это непроизводственные активы. Особенно охотно россияне последние 15 лет инвестировали в финансовый сектор, торговлю (оптовую и розничную), транспорт. После 2005 года еще одним приоритетным направлением стала недвижимость и строительство, также серьезно присутствие российских компаний в IТ-секторе и телекоммуникациях.
Заводы и фабрики, то есть «железо», не стали главными устремлениями российского бизнеса в Беларуси. «Ежедневник» составил перечень наиболее значимых проектов российских компаний в производственном секторе. В итоге за 20 лет белорусской независимости в руках россиян (большей частью, в виде доли в СП) оказалось не более 20 заводов.
Замораживание приватизации в 1995-1996 годах, многочисленные социальные условия, выдвигаемые белорусскими властями при продаже госсобственности, чрезмерные бонусы чиновникам –посредникам ранее, сейчас -- сопротивление приватизации тех же чиновников и директората, завышенные цены за морально и физически устаревшие мощности и неконкурентоспособные в нормальных рыночных условиях предприятия были и являются главными причинами незначительного проникновения российского капитала в производственный сектор Беларуси.
С установлением общих правил в Едином экономическом прастранстве большинство белорусских заводов теряют главное преимущество – государственную поддержку в виде налоговых кредитов, субсидий и т. п. Как следствие, это только уменьшает интерес потенциальных покупателей на активы. На памятном совещании, на котором Лукашенко “разгромил” “Юнимилк”, была названа настоящая причина, которая привлекает прежде всего российских инвесторов в производственный сектор – “халява”. На “халявных” деньгах из госбюджета сидят не только белорусские молочники и АПК, но и подавляющее большинство белорусских госпредприятий. И если этот источник закрыть, и молоко, и АПК, и заводы никому не будут нужны. Во всяком случае, по тем ценам, которые сейчас просят за них белорусские власти.
Поэтому ожидать большого интереса на тех же аукционах и конкурсах Госкоимимущества со стороны россиян не следует и в дальнейшем. Многие белорусские частные бизнесы, не рассчитывавшие на господдержку, давно пошли по тому пути, по которому с целью сокращения себестоимости идет весь мир – размещения на аутсорсинге заказов в странах с более дешевой рабочей силой и меньшей налоговой нагрузкой. Белорусская обувь, детская одежда, автокомпоненты производятся в Китае, есть заказы в Пакистане и даже некоторых странах Восточной и Центральной Европы. Отметим, что в рамках ЕЭП падает и инвестиционная привлекательноть белорусских СЭЗ. Хотя крупных х проектов там с участием известных российских компаний не было и раньше.
Только в отдельных секторах белорусское производство может быть в чистом виде конкурентоспособно на мировых рынках. Но такие отрасли и подотрасли можно пересчитать по пальцам двух рук. Ранее, может быть, но сейчас в меньшей степени определяющими для размещения производственной площадки в Беларуси являются какие-то конкурентные преимущества. Они были в 1991 году и позволяли тогда называть Беларусь третьей по потенциалу экономикой бывшего СССР. Но к настоящему времени эти преимущества – рабочая сила, достаточно современные и организованные производства или состарились, или амортизированы.
На самом деле в большинстве случаев за тем или иным российским проектом стоят или родственные, или еще какие-то личные связи. Зачастую производственные активы являются социальной нагрузкой как это можно наблюдать на примерах бизнесов Макарова и Брынцалова. Макаров небольшую часть денег, вырученных от продажи газа, пустил на проекты в нефтехимии. Но когда нужно было инвестировать немного больше, предпочел уйти с рынка (“Белпак”). По такой схеме действует Брынцалов, инвестировавший когда-то "лишние" нефтяные доллары, полученные от перепродажи белорусских нефтепродуктов, в местную фармацевтику.
И поэтому нет покупателей из России на аукционах и конкурсах. Зато они есть там, где есть современные активы по рыночным ценам – в Польше, Венгрии, Италии, Великобритании, США и других странах мира.
Что производят россияне в Беларуси?
Производственные предприятия с участием российских компаний
Владелец или совладелец из России
Форма
Мозырский НПЗ
«Газпромнефть», ТНК-BP (в рамках «Славнефти»)
СП на базе госсобственности
Молодечненский трубопрокатный завод
НЛМК
Приобретение у частной компании
ЛЛК-Нафтан
“Нафтан”
СП на базе госсобственности
“Итера ПЕТ”
“Итера”
Строительство с нуля
“Диалек”
“Феррейн групп”
Приватизация
“Кровля”
“Технониколь”
Приватизация
“Юнимилк Пружаны”, “Юнимилк Шклов”, “ВыСоковое”
«Danone-Юнимилк»
1-2 - СП на базе госсобственности, 3 – приобретение у частной компании
«Старая крепость»
«Оазис групп»
Приватизация
“Завод “Промбурвод”, Бобруйский машиностроительный завод
Группа ГМС
1-2 – приватизация
“Осиповичский вагоностроительный завод”
“Гранд Экспресс”
СП на базе госсобственности
Кохановский трубный завод “Белтрубпласт”
“Полипластик”
Строительство с нуля
“Август”
“Август”
Строительство с нуля
“Беловежские сыры”
“Синергия”
Приватизация
Слуцкий уксуный завод
“Реолика”
СП на базе госсобственности
“Мотекс”
Тутаевская швейная фабрика (группа “Спецодежда”)
Приватизация
Столбцовский кирпичный завод
“Газпром” (в рамках “Белтрансгаза”)
СП на базе госсобственности
“Брестгазоаппарат”
“Газпром”
СП на базе госсобственности
“Белвест”
“Компания “Политекс”
СП на базе госсобственности
Швейная фабрика “Нью-Лайн” (Добин), фабрика специальной обуви “Труд-Нью-Лайн” (Гомель) и филиал в Бобруйске
“Модерам”
СП на базе госсобственности