Политолог полагает, что значительное количество политзаключенных за решеткой позволяет властям растянуть торговлю до середины 2012 года.
«Еврорадио» поговорило с политологом Юрием Чаусовым о помиловании белорусским диктатором девяти политзаключенных и о его возможных последствиях.
- Освобождение политзаключенных через написание ими просьб о помиловании — это что, победа нынешней власти? Попытка сохранить лицо?
- Вряд ли можно говорить о попытке сохранить свое лицо в ситуации, когда милуются 9 политзаключенных, а за решетку бросается известный правозащитник Алесь Беляцкий. Это, скорее, попытка показать, в первую очередь, западным наблюдателям, что освобождение политзаключенных возможно, и это попытка втянуть Запад в торговлю политзаключенными, от которого пока, по крайней мере на публичном уровне, Запад отказывается.
Что касается использования таких терминов как “победа”, “поражение”, мне кажется, не стоит общественности, публике оценивать, обоснованно ли эти люди написали эти прошения о помиловании или нет. Мне кажется, что это индивидуальное, личное дело этих освобожденных.
- Следует ли ожидать освобождения остальных политзаключенных, и на каких условиях это может происходить?
- Повторюсь, что как раз это шаг в направлении того, чтобы создать впечатление, что ожидать освобождения политзаключенных стоит, если на эту тему вести переговоры с чиновниками белорусского режима. Когда это произойдет, прогнозировать тяжело. Но то большое количество политзаключенных, не будем забывать, что у нас есть несколько уголовных дел по 19-му декабря, есть руководитель “Молодого фронта”, который был задержан 18-го декабря, есть угроза преследования лидеров правозащитного движения и Автуховича, который находится за решеткой.
У Лукашенко, к сожалению, сейчас в заложниках достаточно много людей, чтобы растянуть эту торговлю аж до середины 2012 года. Думаю, конечной точкой этой торговли будут парламентские выборы, которые должны состояться не позже сентября 2012-го года, и на протяжении подготовки к этой кампании постепенно, в зависимости от результата переговоров, политзаключенные будут освобождаться. Вряд ли следует ожидать освобождения до парламентских выборов лидеров оппозиции, таких как Санников, Статкевич. За это Западу надо будет предоставить какие-то сверхгарантии, на которые западные политики вряд ли пойдут.
- На какие шаги США и ЕС теоретически теперь могут пойти? Уже несколько раз они заявляли, что больше не будут торговаться, и готовы к переговорам только тогда, если сразу выпустят всех политических.
- Такое заявление публично было сделано на политическом уровне, но, мне кажется, что это скорее риторический шаг, и на самом деле, освобождение даже девяти из нескольких десятков политзаключенных могло бы быть воспринято Западом как предложение для диалога и стимул начать переговоры, которые мы называем “торговлей политзаключенными”.
Но сама ситуация для освобождения этих 9 человек была выбрана неблагоприятная. Очевидно, что это планировалось сделать в ситуации, когда США вводят дополнительные экономические санкции и, я думаю, стратеги режима планировали, что таким образом будет смикшировано негативное воздействие американских санкций, но получилось так, что задержание руководителя правозащитного центра “Вясна” все равно осталось событием номер один в международном порядке дня вокруг Беларуси. Поэтому вряд ли цели, которые ставились перед этой акцией освобождения политзаключенных, на западном направлении были достигнуты.