Скачок курса доллара на теневых сегментах валютного рынка был вызван как спекулятивными, так и объективными причинами.
Эксперты, опрошенные интернет-газетой «Белорусские новости», говорят о том, что эмиссионное финансирование экономики продолжается. По их мнению, только после выключения печатного станка можно будет рассчитывать на нормализацию ситуации на валютном рынке. Эмиссия и ее последствия
В начале августа, как сообщалось ранее, на теневых сегментах валютного рынка произошел рост курса доллара. Наблюдатели, в том числе и банкиры, указывали, что удорожание доллара было связано со спекулятивными причинами. Впрочем, были и объективные причины для удорожания доллара на теневых сегментах валютного рынка.
Статданные Нацбанка свидетельствуют о значительном росте эмиссии наличных денег. Объем наличных денег в обращении (денежный агрегат M0) на 1 августа составил 7 трлн. 59 млрд. рублей, увеличившись на 11,4% за июль, а по сравнению с началом года — на 57,1%.
«Для роста курса доллара в начале августа были и спекулятивные, и объективные причины. В июле была эмиссия как со стороны Нацбанка, так и со стороны Минфина. Существенно выросла денежная масса, что увеличило давление на обменный курс. Соответственно, курс доллара вырос», — сообщилэксперт в банковских кругах.
По мнению эксперта, рост курса доллара на теневых сегментах валютного рынке был связан еще и с тем, что появились слухи о скором выходе на единый курс.
«Однако, основная причина влияния на курс — наличие белорусских рублей. За полугодие «наличка» выросла на 41%, в июле этот рост продолжился», — констатирует собеседник.
В августе, как известно, правительство пообещало принять «серьезные решения» по нормализации ситуации на валютном рынке. Однако эксперты говорят, что без остановки эмиссии сделать это будет невозможно.
«Чтобы принять серьезное решение по нормализации ситуации на валютном рынке, нужно остановить печатный станок, уменьшить кредитную эмиссию, дать команду банкам, чтобы они кредитовали только в рамках средств, полученных за счет погашения ранее выданных кредитов», — сообщил информированный источник.
По его словам, сегодня мы имеем обратную ситуацию, когда за счет эмиссионных денег Нацбанка хотят обеспечить ресурсами коммерческие банки.
«В настоящее время идет нажим со стороны органов госуправления по просьбе двух ведущих банков, чтобы Нацбанк поддерживал и платежеспособность, и ликвидность, и даже ресурсную базу этих банков», — сообщил эксперт в банковских кругах.
Наблюдатели рекомендуют властям прекратить кредитование экономики за счет эмиссионных источников. С другой стороны, органы госуправления, которые настаивают сегодня на продолжении кредитования, ссылаются на необходимость выполнения указов, постановлений, госпрограмм.
Бизнесмен Петр Марцев считает, что объемы эмиссионного кредитования экономики в будущем будут напрямую зависеть от политических решений. «Уборочная кампания требует финансирования, поэтому эмиссия в том или ином объеме, я думаю, сохранится», — полагает бизнесмен.
В первом полугодии, несмотря на заявления властей об ужесточении денежно-кредитной политики, сохранялись высокие объемы эмиссии.
Министр экономики Николай Снопков на заседании Совмина в августе заявил, что в первом полугодии за счет операций Национального банка денежная база увеличилась на 7 трлн., за счет депозитов Министерства финансов — почти на 6 трлн. рублей.
Аналитик Исследовательской группы Александр Муха считает, что продолжение прежней эмиссионной политики «приведет к сохранению девальвационных и инфляционных рисков» в экономике.
«Если эмиссионная политика останется прежней, мы можем прийти к тому, что размеры новой девальвации будут сопоставимы с майской», — считает эксперт.
В то же время, полагает аналитик, сокращение объемов эмиссии будет способствовать стабилизации ситуации на валютном рынке.
«В сегодняшней ситуации необходимо исключить операции Нацбанка по поддержанию рублевой ликвидности госбанков и тем самым сократить объемы эмиссионного финансирования экономики. Вначале нужно сделать это, а после ужесточения денежно-кредитной политики можно пытаться выходить на единый обменный курс белорусского рубля», — говорит Александр Муха.
На фоне политики, основанной на эмиссионном финансировании экономики, продолжает раскручиваться спекулятивная составляющая на валютном рынке.
Импортеры и банкиры сообщили 12 августа, что безналичный курс доллара на теневом сегменте валютного рынка составлял 8400 белорусских рублей, хотя еще неделю назад американский «рубль» можно было купить по 7700, а в конце июля — за 7000 белорусских.