Алесь Беляцкий еще, как минимум, два месяца будет находиться под арестом, так как срок следствия по уголовному делу продлен. Политологи утверждают, что арест правозащитника был продуман заранее для смещения фокуса внимания международного сообщества с больных проблем Беларуси.
Напомним, обвинение арестованному правозащитнику было предъявлено 12 августа. Вице-президент Международной федерации прав человека, руководитель закрытого властями правозащитного центра "Весна" Алесь Беляцкий обвиняется по части 2 статьи 243 Уголовного кодекса (уклонение от уплаты сумм налогов, сборов в особо крупном размере). Ему грозит до семи лет лишения свободы с конфискацией имущества.
Поскольку 10-дневный срок с момента задержания Беляцкого истекал вечером 14 августа, теоретически оставалась возможность для изменения ему меры пресечения – например, под подписку о невыезде.
Согласно материалам доследственной проверки департамента финансовых расследований Комитета госконтроля, на протяжении 2009-2010 годов Беляцкий представлял в налоговые органы не соответствующие действительности декларации о доходах, в том числе полученных за рубежом.
"Проверочными мероприятиями установлено, что сумма дохода, не указанная им в налоговых декларациях и подлежащая налогообложению, составила свыше 1 миллиарда рублей, а сумма не уплаченного данным гражданином подоходного налога составила 143,7 миллиона рублей, то есть в особо крупном размере", - говорилось в сообщении комитета.
Основанием для задержания Беляцкого стала информация о его банковских счетах, переданная белорусским властям органами юстиции Литвы и Польши в рамках двусторонних договоров об оказании правовой помощи. И в Вильнюсе, и в Варшаве заявляют, что власти Беларуси злоупотребили системой международных процедур и договоров для репрессий в отношении собственных граждан.
Президент Международной федерации прав человека Сухайр Белхассен в открытом письме на имя премьер-министра Литвы Андрюса Кубилюса пояснила: средства, перечисленные международными организациями на банковские счета Беляцкого, использовались не в его личных целях, а шли на финансирование деятельности правозащитного центра "Весна", который оказывал помощь репрессированным гражданам Беларуси.
Средства на финансирование правозащитной деятельности приходилось переводить на банковский счет за рубежом в связи с тем, что в Беларуси "Весна" вынуждена действовать нелегально из-за "репрессивного законодательства, целью которого является преследование активистов гражданского общества", подчеркивалось в письме Белхассен.
Как ранее писала БДГ, органы финансовых расследований Беларуси 4 августа возбудили в отношении А.Беляцкого уголовное дело по факту неуплаты налогов в особо крупном размере. В частности, сумма дохода, не указанная им в налоговых декларациях и подлежащая налогообложению, составила более Br1 млрд. (около $200 тыс. по курсу Нацбанка Беларуси), а сумма неуплаченного данным гражданином подоходного налога составила Br143,7 млн (около $28,7 тыс. по курсу Нацбанка Беларуси).
Предъявление обвинения стало возможным после того, как министерство юстиции Литвы предоставило белорусским правоохранительным органам данные о зарубежных счетах нескольких сот белорусов. В настоящее время А.Беляцкий находится в СИЗО N1 Минска, ему грозит до 7 лет лишения свободы.
Белорусские власти сделали два хода, которые, на первый взгляд, ну никак не стыкуются. Арестовали известного правозащитника Алеся Беляцкого — и тут же выпустили девятерых осужденных за Площадь. Левая рука не ведает, что творит правая? - пишет А.Класковский (naviny.by).
Наступление на правозащитников («Вясна» - один из главных их бастионов), политолог и правозащитник Юрий Чаусов считает продуманной стратегией властей после выборов. В условиях когда «структуры политической оппозиции достаточно зачищены», правозащитники с их возможностью влиять на мнение зарубежья (и чьи отчеты отнюдь не придавали красы имиджу официального Минска) стали для режима особо сильным раздражителем.
«Решение об аресте Беляцкого принималось в рамках комплекса мероприятий по давлению на правозащитников», - убежден Юрий Чаусов.
Он утверждает, что запрос по поводу банковских счетов руководителя незарегистрированной «Вясны» ушел в Вильнюс еще в феврале, данные были получены в марте. Так что августовский арест спонтанным не назовешь.
Другое дело, что, реализуя таким образом стратегию наступления на правозащитников, власти, по мнению политолога, смазали эффект от помилования части осужденных участников Площади, углубили изоляцию режима.
Зачем же усложнять и без того сложную задачу возобновления диалога с Западом? По мнению Валерия Карбалевича, эксперта аналитического центра «Стратегия» (Минск), «власти всегда решают в первую очередь внутренние проблемы и только во вторую очередь учитывают международную реакцию».
Он тоже считает, что после разгрома политической оппозиции именно правозащитники стали для правящей верхушки главной помехой на внутреннем поле. Так, помощь «Вясны», других структур третьего сектора репрессированным и их семьям в определенной степени «нейтрализовала фактор страха» в обществе. В итоге наверху решили, что пора нейтрализовать самих правозащитников.
И тут, по версии Карбалевича, весьма кстати оказался в принципе уже намеченный ход - выпуск части политзаключенных. Александр Лукашенко, по сути, анонсировал этот «акт гуманизма» прозрачными намеками в мае - июне.
Выпустили же именно сейчас, чтобы смикшировать негативный резонанс от ареста Беляцкого, предполагает аналитик. Ну и, конечно, бросить Западу наживку для политического торга. По мнению Карбалевича, «расчет белорусских властей груб, примитивен: девять больше одного».
Аналитики указывают на большие издержки «дела Беляцкого» для Минска. Все-таки резонанс в очередной раз оказался громче, нежели думалось. В итоге белорусский режим теряет, в частности, такого адвоката в Брюсселе, как официальный Вильнюс. Теперь литовским политикам уже только ради спасения лица надлежит жестче критиковать «последнюю диктатуру Европы» и сильнее поддерживать оппозицию.
Юрий Чаусов предполагает, что получение ценного компромата на нескольких правозащитников могло стать для белорусских властей неожиданной удачей.
Очередным скандалом Минск вновь и вновь смещает фокус внимания международного сообщества, сбивает прицел Запада.
Например, как отмечает Юрий Чаусов, сейчас Запад говорит уже только о «деле Беляцкого», а целый комплекс больных проблем в области прав человека (те вопросы, которые и поднимал Беляцкий!) уходят в тень.