Люди объединяются для освобождения Беларуси.
Многие беларусы, попавшие в Литву после протестов 2020-года, прошли через центр «Дапамога», которым руководит Наталья Колегова. Вместе с сайтом Charter97 Наталья подвела итоги уходящего года.
— Каким этот год был для диаспоры в Литве?
— Сложно сказать за всю диаспору. Могу рассказать про ту часть, которой я помогаю. В основном это люди, которые были вынуждены покинуть Беларусь в последний момент, выбирая между тюрьмой и эмиграцией. Первая половина года была связана с приходом очень активных людей, желающих многое изменить, в связи с этим это было достаточно активное время. Последние месяцы были уже, вероятно, связаны с усталостью, разочарованиями, которое повлияло на беларусов в Литве. Это связано, скажем так, с отсутствием политического движения, но мы по-прежнему держимся вместе.
Сейчас любые события, связанные с Украиной, повлекут возвращение беларусов для того, чтобы сражаться за освобождение родины. Литовская диаспора, связанная с нашей организацией, активно занимается тем, чтобы поддерживать это направление.
— Какие самые главные события для Беларуси в этом году вы бы выделили?
— Количество наших людей из диаспоры, которое ушло на фронт, достаточно существенно, я имею в виду тех беларусов, которые воюют сейчас в Украине. Именно это участие и вообще события, которые вокруг этого происходят, объединяют людей четкой верой, что их главной целью является освобождение Беларуси.
Многие перешли к более серьезным действиям — изучению беларусского языка, активной физической подготовке для возвращения домой. Поэтому участие Лукашенко в войне только способствует его гибели.
— Кто, по вашему мнению, главные герои и антигерои этого года?
— Антигероями, по-прежнему, остаются Лукашенко и Путин. Они даже не антигерои, для меня они стали такой злой точкой и есть желание, чтобы эта злая точка превратилась в пустоту. Поэтому даже в таком антигеройском смысле их не хотелось бы вспоминать.
Если мы говорим про этот год, для всех стало событием, что Владимир Зеленский оказался человеком, который творит историю. К сожалению, существующие так называемые беларусские лидеры, которые на свободе, не творят историю, а ложатся под нее. И это та разница между двумя, так скажем, народными лидерами — Зеленским и, к примеру, Светланой Тихановской. При всем уважении к ней, она не творит историю.
На сегодняшний момент лично для меня открытием стал Николай Статкевич, я теперь наблюдаю достаточно серьезно за его путем даже в тюрьме. Для меня это такая история, которая дает мне возможность держаться дальше. Это история Марины Адамович и Николая Статкевича, это и история Полины Шарендо-Панасюк и Андрея Шаренды. Наблюдая за этими двумя историями, я нахожу силы дальше помогать людям.
— Какие прогнозы вы бы сделали на следующий год?
— Знаете, я геополитикой не занимаюсь, но у меня есть предчувствие. На сегодняшний момент я вижу, что, скорее всего, к концу весны многим странам станет окончательно понятно, что зиму они пережили и без Путина, без его газа и не так это страшно. Люди поймут, что выгоднее вкладывать средства и силы в восстановление, а не смерти и оружие.
Верю, что в следующем году произойдет окончательный поворот войны в Украине и тогда в Московии могут начаться свои внутренние волнения, хотя до них, конечно, еще далеко. Но это моя надежда и вера, что в определенных регионах, менее зависящих от Путина, таких как Петрозаводск, Хабаровск или Иркутск, начнутся такие процессы.
В Беларуси же ситуация такая, что если Украина начнет побеждать, а Лукашенко не «положит свой коготок» в эту войну в виде наступления с использованием беларусской армии, то он начнет выкручиваться и просить прощения у Зеленского. И вот тут мы, конечно, можем быть разочарованы, что Зеленский скажет «разбирайтесь сами». Тут уж беларусам придется действовать самим.
Честно говоря, несмотря на отсутствие всех активностей, я наблюдаю, что люди в Беларуси сейчас думают только о войне, они не думают уже ни о каких протестах, ни о чем. Как только война у них отойдет на второй план, люди обязательно вспомнят то, какими они были в 2020-м. И поводом будет не то, что Украина нам поможет, а что люди сами захотят и смогут собраться с единой целью.
Я знаю большое количество таких людей. Тут я не на опросы полагаюсь, а говорю про связи с людьми на родине. Считаю, что в следующем году в головы беларусов войдут победные мысли.