Режим получил «черную метку».
Двузначная инфляция, все основные указатели здоровья экономики – реальные зарплаты беларусов, ВВП, инвестиции, экспорт – в минусе. Ни один из пунктов экономического прогноза властей не сбылся. Более того, Беларусь потеряла многовекторность внешней торговли и имидж IT-страны. «Белсат» подвел экономические итоги года вместе с научным сотрудником центра BEROC Львом Львовским.
Ежегодно власти Беларуси готовят прогноз социально-экономического развития страны на следующий год. Эти прогнозы всегда очень оптимистичны, и скорее их можно назвать мечтами, чем основательным планированием.
Согласно указу Александра Лукашенко, одобренному в декабре прошлого года, в 2022 году все должно было вырасти: валовой внутренний продукт – на 2,9%, реальные зарплаты – на 2%, инвестиции в основной капитал – на 3,3%, экспорт товаров и услуг – на 6,3%. Ожидалось, что инфляция не превысит 6%.
Это планирование оказалось напрасным.
За 11 месяцев этого года ВВП упал на 4,7% по сравнению с январем–ноябрем прошлого года.
Реальные зарплаты, то есть те деньги, что остаются на руках после уплаты налохов и взносов и учитывают инфляцию, в январе–октябре этого года упали на 3,9% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Инвестиции в основной капитал за 11 месяцев превысили 4 миллиарда 240 миллионов рублей – это почти на 8% меньше, чем было в январе–ноябре прошлого года.
Товаров и услуг экспортировали за январь–октябрь почти на 37 миллиардов 799 миллионов долларов. За 10 месяцев прошлого года было на 4,6% больше.
Инфляция за январь–ноябрь составила 15,4% год к году.
Правда, в своих прогнозах ошиблись не только беларусские власти. Таких «блестящих» экономических результатов не ожидал ни Международный валютный фонд, ни Всемирный банк, ни Евразийский банк развития.
В октябре прошлого года аналитики МВФ предполагали, что беларусская экономика вырастет на 0,5%, а инфляция составит 8,3%.
Всемирный банк по оценкам ВВП, как оказалось, был ближе всех к истине, спрогнозировав минус 2,8%. Зато инфляцию там ждали на уровне 7,1%.
ЕАБР в ноябре прошлого года сообщал, что «в базовом сценарии» беларусская экономика вырастет в 2022-м на 0,7%, а инфляция не превысит 7,4%.
Война обрушила все прогнозы
В прошлом году в декабре свой прогноз на 2022 год дал старший научный работник Центра экономических исследований BEROC Лев Львовский. Тогда он говорил, что «в базовом сценарии экономика будет ухудшаться», но резкого обвала не будет. В частности, экономист ожидал, что ВВП упадет на 0,5 – 0,8%.
Теперь он признает: все прогнозы обрушила война, которую «никто не ожидал». В результате беларусская экономика пострадала от санкций и скорости их одобрения. К тому же, многие компании ушли из Беларуси не из-за рестрикций, а из-за токсичности страны, которая стала соучастницей войны.
Конец многовекторности
Все это привело к двум главным итогам года, сказал Лев Львовский. Первый: на многовекторности внешней торговли поставлен крест.
«Полный конец многовекторности нашей экономики. Из наших топ-3 экономических партнеров торговля с Украиной сократилась почти до нуля, торговля с ЕС упала на 60%, торговля с Московией – увеличилась на 30% и продолжает расти. Доля Московии в нашем внешнеторговом обороте подходит к 70%. Вся риторика – и абсолютно верная – о том, что Беларуси необходима многовекторность внешней торговли, – все это ушло», – констатировал эксперт.
Львовский обратил внимание на опасность такой большой зависимости от одной страны, ведь любая слабость в Московии мгновенно повлияет на Беларусь.
«К любому экономическому шоку в Московии будем склонны и мы, если это наш главный рынок. Московитская экономика сама по себе не растет быстро, нет никаких оснований считать, что она перестанет стагнировать. Она будет расти медленнее, чем мир в среднем. Это значит, что эти низкие темпы роста будут передаваться и на Беларусь», – отметил собеседник.
Беда с IT
Вторая большая проблема – падение IT-отрасли, включая релокацию программистов, говорит Львовский. Перспективы здесь мрачные: отрасль в кризисе как раз из-за токсичности Беларуси, и власти ничего не делают, чтобы эту причину убрать.
Если представить, что в следующем году война в Украине закончится, санкции против Московии и Беларуси скоро не отменят.
«Чтобы отменить санкции, которые вводят против вас из-за войны, нужно как-то доказать, что этот прецедент больше не повторится, доказать, что вы больше не начнете войну или в случае Беларуси – что вы больше не будете давать свою территорию для чужих армий. Доказать это довольно сложно», – подытожил аналитик.