В Беларуси денежная база за январь-июль 2011 года увеличилась на 35,4%. Сторонники жесткой денежно-кредитной политики пытаются убедить руководство страны перестать вкачивать рубли в экономику, поскольку это приведет к новым виткам инфляции. Излечение Беларуси начнется с признания нынешнего экономического курса ошибочным, полагает эксперт.
В Беларуси денежная база за январь-июль 2011 года увеличилась на 35,4% до 13 772,1 млрд. рублей, сообщается в статистическом отчете Национального банка Республики Беларусь.
В структуре денежной базы доля находящихся в обороте наличных денег возросла до 51,3% на 1 августа 2011 года с 44,2% на 1 января 2011 года. При этом объем наличных денег в обращении за январь-июль вырос на 57,1% до 7059,3 млрд. рублей.
Доля обязательных резервов комбанков в НБ РБ снизилась до 34,5% на 1 августа 2011 года с 38,9% на 1 января 2011 года, и их объем за январь-июль увеличился на 20,1% до 4755,6 млрд. рублей.
Денежная наличность банков возросла за январь-июль на 14,0% и составила на 1 августа 2011 года 1954,5 млрд. рублей, а депозиты других секторов за январь-июль составляют 2,6 млрд. рублей.
Эксперты настоятельно рекомендуют властям прекратить кредитование экономики за счет эмиссионных источников. С другой стороны, органы госуправления, которые настаивают сегодня на продолжении кредитования, ссылаются на необходимость выполнения указов, постановлений, госпрограмм.
Продолжение прежней эмиссионной политики приведет к сохранению девальвационных и инфляционных рисков в экономике, считает аналитик Исследовательской группы BusinessForecast.by Александр Муха.
«Если эмиссионная политика останется прежней, мы можем прийти к тому, что размеры новой девальвации будут сопоставимы с майской», — приводят слова эксперта Белорусские новости.
В то же время, полагает аналитик, сокращение объемов эмиссии будет способствовать стабилизации ситуации на валютном рынке.
"В сегодняшней ситуации необходимо исключить операции Нацбанка по поддержанию рублевой ликвидности госбанков и тем самым сократить объемы эмиссионного финансирования экономики. Вначале нужно сделать это, а после ужесточения денежно-кредитной политики можно пытаться выходить на единый обменный курс белорусского рубля", — говорит А.Муха.
Власти и далее будут пытаться поддерживать на минимально приемлемом уровне доходы населения, что неизбежно означает включение печатного станка и следующие витки инфляции, прогнозирует развитие ситуации экономист Леонид Злотников.
В нынешней системе управления экономикой, замечает экономист Лев Марголин, есть возможность лоббировать рост зарплат определенных социальных групп, "и это постоянно делается", пишет Deutsche Welle.
Признавая необходимость поддержать наиболее незащищенные слои населения, Л.Злотников напоминает о классических мерах сдерживания инфляции: жесткая кредитно-денежная политика - отказаться от повышения зарплат, сокращать бюджетный дефицит. Правительство это делает, по выражению эксперта, "потихоньку".
Между тем инфляция в Беларуси обусловлена скорее не бюджетным дефицитом, а дефицитом текущего счета платежного баланса. А он остается отрицательным. За пять месяцев 2011 года - 4,6 миллиарда долларов, или восемь процентов ВВП, констатирует Л.Злотников.
Л.Марголин обращает внимание на то, что правительство, наряду с действительно необходимыми мерами по защите малоимущих слоев населения, до сих пор так и не отказалось от финансирования государственных программ и проектов явно не первостепенной важности в нынешней ситуации. Например, финансирования каких-то производств и сомнительных с точки зрения рентабельности предприятий.
Самое главное - без этого и думать нечего о сдерживании инфляции - признание нынешнего экономического курса ошибочным, а это труднее всего дается белорусскому руководству, резюмирует Л.Марголин. По его словам, "затягивать пояса можно, но не до бесконечности, и здесь опять все упирается в так необходимые Беларуси реформы".
Однако политические соображения продолжают превалировать над экономической целесообразностью, констатирует аналитик.
"Я не думаю, что в Нацбанке не понимают стоящей перед экономикой угрозы... Просто пока, видимо, политическое давление в пользу денежной эмиссии было больше, чем способность Нацбанка отстаивать свою позицию", - такое мнение "Еврорадио" выразил независимый эксперт Сергей Чалый.
Что будет, если станок все-таки остановят? Рублей станет меньше и они станут более дорогими для бизнеса и финансов, комментирует С.Чалый. По его словам, это должно означать дальнейший рост ставки рефинансирования и, соответственно, увеличение стоимости кредитов и доходности депозитов.
А пока на фоне политики, основанной на эмиссионном финансировании экономики, продолжает раскручиваться спекулятивная составляющая на валютном рынке. Но это уже совсем другая история…