Белорусская экономика зависит от импорта, так как во многих импортозамещающих проектах остается высокой доля импортных комплектующих и сырья. Сложности в этом вопросе усугубляются ситуацией на валютном рынке.
Такой вывод сделал Комитет государственного контроля, проанализировав ситуацию с импортными закупками и импортозамещением в Беларуси, передает БЕЛТА.
Удельный вес импортной составляющей при производстве полувагона в СЗАО "Могилевский вагоностроительный завод" составил 74% (проект реализован в 2006 году), стиральных машин ЗАО "Атлант" - 42% (2006 год), стекла узорчатого ОАО "Гродненский стеклозавод" - 84% (2008 год). Чтобы соответствовать прогнозным показателям, предприятия покупают импортные товары на внутреннем рынке.
Так, в 2009 году "скрытый импорт" составил 50% импорта, в 2010 - 66%. Доля закупаемых на внутреннем рынке импортных товаров колеблется от 26% (Беллегпром) до 73% (Минстройархитектуры).
На коллегии отмечено, что в первом полугодии 2011 года темпы роста экспорта превысили темпы роста импорта и составили 162,3% и 153,6%. Но этот результат скорее обусловлен не оптимизацией импорта, а ситуацией на валютном рынке. Таким образом, зависимость экономики от импорта по-прежнему сохраняется.
Как отметил начальник главного управления контроля за банковской и внешнеэкономической деятельностью КГК Валентин Потапович, в республике в настоящее время насчитывается 15 тыс. импортеров и столько же экспортеров.
Для Беларуси это очень большое количество импортеров. В результате за последние 10 лет с 2000 года отрицательное сальдо внешней торговли выросло в 10 раз.
Сложности в сфере импортозамещения усугубляются ситуацией на валютном рынке. При этом, подчеркнул Валентин Потапович, КГК не выступает за то, чтобы все производить. "Мы должны производить то, что нужно и возможно освоить нашим предприятиям, надо найти здесь золотое сечение", - сказал он.
Почему же импортозамещение в Беларуси идет не на том уровне, который должен быть? Анализ показал, что причиной этого являются недостаточно хорошо проработанные проекты, неконкурентоспособность наших импортозамещающих товаров, большая доля импортной составляющей в них.
Например, ОАО "Витязь" выпустило медицинский стерилизатор, который в несколько раз дороже российского. Вряд ли такая продукция найдет спрос в республике и заменит импортный аналог.
Еще одна причина торможения в импортозамещении - отсутствие взаимодействия между ведомствами по производству необходимой продукции.
Иногда предприятия заказывают продукцию у белорусского производителя, а потом от нее отказываются. В результате отечественный товар не может найти сбыт, а вместо него покупают импортный за валюту.
Так произошло и с полуприцепом-цистерной для перевозки цемента производства ОАО "Гродненский механический завод". Это импортозамещающая продукция оказалась невостребованной Министерством архитектуры и строительства - вместо гродненских цистерн закупаются украинские.
В Беларуси определены различные группы импортозамещающих товаров. Это товары, которые не производятся в республике, товары, которые изготавливаются в недостаточном количестве, и товары, импорт которых необходимо ограничивать.
Работа ведется, даются задания правительства министерствам, концернам, исполкомам, они разрабатывают импортозамещающие проекты по направлениям. Но порой у предприятий не хватает возможностей, решений, у них что-то не согласуется, чтобы проекты нормально выполнялись.
Анализ показал, что сохраняется зависимость экономики от импорта. В затратах на производство продукции практически одна треть приходится на импортное сырье, материалы, комплектующие и топливо.
По итогам первого квартала 2011 года сальдо внешней торговли ухудшилось к соответствующему периоду прошлого года, констатировал редседатель Комитета государственного контроля Александр Якобсон.
Он признал, что 73% импорта - это промежуточные товары. "Да, у нас большой промежуточный импорт, такая специфика товарной структуры, нет своих энергетических ресурсов", - отметил он. Энергетический импорт в промежуточном занимает почти половину.
Это объективный фактор. Но если отнять эту энергетическую составляющую, остается отрицательное внешнеторговое сальдо товарами, которое в первом квартале составило $650 млн.
Таким образом, неубедительными являются доводы некоторых потребителей импорта, что отрицательное сальдо возникает из-за энергетических товаров. В первом квартале снова выросла импортоемкость на 0,6 процентных пункта, заметил глава КГК.
Анализ деятельности предприятий по импортным закупкам показал, что организации коммунальной формы собственности и на предприятиях без ведомственной формы собственности более результативно работают на положительное сальдо внешней торговли.
А вот на предприятиях республиканской формы собственности результаты по снижению импорта и импортозамещению "пока очень не убедительны", сказал Александр Якобсон.
По его мнению, многие руководители все еще до сих пор не осознали эту проблему, "а порой просто боятся ее решать". "Не заточены руководители под эту проблему, боятся ее и не занимаются", - считает Александр Якобсон.
Он привел в пример Браславский хлебозавод, где при мощности 47 т хлеба в сутки производится только 7 т., имеет импортные энергоносители и даже не пытается экспортировать свою продукцию.
Еще один факт, который выявил Комитет госконтроля, анализируя ситуацию по импорту. В свободных экономических зонах в первом полугодии сальдо внешней торговли сложилось отрицательное и достигло почти $60 млн.
"Это губит саму идею с СЭЗ", - считает глава КГК, поскольку именно свободные экономические зоны призваны работать на экспорт. По оценке Александра Якобсона, если наши производители по-прежнему будут покупать больше, чем продавать, то это похоже на бесполезный труд, считает председатель комитета.
Он также подчеркнул, что Комитет госконтроля, который постоянно уделяет решению этой проблемы большое внимание, не будет снимать ее с контроля до тех пор, пока не увидит положительную тенденцию.