Почему именно сейчас ЕС решил принять новые санкции.
Корреспондент «Радио Свобода» в Брюсселе со ссылкой на полученные им документы сообщает, что Европейский союз подготовил новый пакет санкций против Беларуси за ее роль в поддержке полномасштабного московитского вторжения в Украину.
Предлагаемые санкции во многом дублируют ограничения, которые Евросовок уже ввел против Московии, в частности, относительно энергетического сектора и экспорта ключевых технологий. Новые ограничительные шаги в отношении Беларуси планируется увязать с 10-м пакетом санкций против Московии.
Оба документа планируется принять на следующей неделе. Хотя, по прежней информации, 10-й пакет санкций против Московии предполагалось принять в конце февраля.
Что важно отметить, документ предусматривает возможность использовать так называемые «вторичные санкции». То есть он позволит ЕС преследовать тех, кто помогает обходить санкции, наложенные на беларусских физических и юридических лиц.
Стоит оговориться, что пока информация неофициальная и речь идет о намерении, проекте. Для принятия решения нужен консенсус всех 27 стран-членов ЕС. Нельзя исключать, что какое-либо гопсударство (например, Венгрия) заблокирует новый пакет.
Принятие новых санкций в отношении Беларуси было анонсировано председателем Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен 10 января. Подробности появились только сейчас.
Примечательно, что с июня прошлого года ЕС не вводил новых санкций в отношении Беларуси, хотя против Московии такие ограничения принимались за это время несколько раз. Таким подходом ЕС указывал, что не отождествляет вину Беларуси и Московии в войне против Украины, видит разницу в подходах Москвы и Минска, учитывает, что беларусская армия непосредственно в агрессии не участвует. Поэтому РФ получила гораздо более сильные санкции, чем Беларусь. И такой дифференциацией ЕС давал Лукашенко шанс для отступления.
Надо отметить, что в последнее время участие Беларуси в войне против Украины скорее уменьшилось. С октября беларусская территория не используется Московией для запуска ракет или дронов. По последней информации украинской разведки, численность московитских войск в Беларуси уменьшилась примерно до 5 тысяч.
Тогда почему именно сейчас ЕС решил принять новые санкции в отношении Беларуси? Точно ответить на этот вопрос сложно. Можно высказать только версии.
Возможно, в течение последних полугода между различными европейскими столицами шли дискуссии о том, стоит ли наказывать беларусский режим новыми санкциями. И сейчас в результате споров европейские лидеры созрели для принятия консолидированного решения. В Брюсселе увидели, что Лукашенко хоть и не посылает свою армию на войну, однако и дистанцироваться от Московии не хочет. А это, наверное, ожидалось.
Кроме того, действует логика конфликта. Во время долгой конфронтации не может длительное время сохраняться статус-кво. Либо военный конфликт идет к примирению, либо к эскалации. У нас как раз последний случай. А в такой ситуации не до церемоний, тонкостей и нюансов в позициях сторон конфликта.
Война в Украине стала войной на истощение. При таком положении вещей неизбежно делается ставка на истощение противника и его союзников. Не случайно 10-й пакет санкций распространяется не только на Беларусь, но и на другого московитского союзника - Иран.
Думаю, триггером новых санкций ЕС стал и еще один фактор. Это внутренняя политика лукашенковского режима, который принял целую систему мер, направленных на усиление политического террора против оппозиции. А также комплекс мер против иностранного капитала, отказ платить долги кредиторам в валюте и др. Вот эта эволюция режима в сторону тоталитаризма и сознательный отказ от правил и норм, по которым функционирует экономика в мире, стал еще одним из оснований перехода к более жесткому разговору с официальным Минском.
Валерий Карбалевич, «Радыё Свабода»