Экономист рассказал о ситуации на авторынке Беларуси.
В конце января в Иране было подписано соглашение об экспорте в Беларусь и Московию иранских легковых автомобилей от Saipa Group. Наряду с этой новостью беларусская автомобильная ассоциация «БАА» фиксирует падение продаж новых автомобилей на беларусском рынке за январь 2022 года, пишет «Салiдарнасць».
— Продажи в январе составили 756 легковых автомобилей, что на 46% меньше аналогичного показателя предыдущего месяца. Начиная с июня 2022 года неизменным ежемесячным лидером является Geely. В январе 2023 года было продано 543 автомобиля этой марки. На втором месте расположилась LADA, на третьем — JAC, — уточняют в «БАА».
Журналисты обсудили с экономистом Анастасией Лузгиной причины падения продаж новых автомобилей на беларусском рынке и какие шансы в данной ситуации есть у иранских авто.
— Беларусь столкнулась с существенным падением продаж новых автомобилей в 2022 году, — отмечает в экспресс-комментарии экономист. — В 2011 году были введены изменения по ввозным тарможенным пошлинам, с того момента беларусы начали покупать иномарки московитской сборки, потому что они были дешевле, чем те же иномарки европейской сборки. Однако в 2022 году многие бренды ушли с московитского рынка, соответственно, беларусы лишились возможности покупать автомобили напрямую у официальных дилеров.
Если посмотреть на линейку автомобилей, представленную на беларусском рынке, то пошло существенное сокращение: лидируют Geely и LADA. Говорят, что есть также серый или параллельный импорт, когда беларусы ввозят новые иномарки, но значительная часть этих автомобилей может идти на московитский рынок.
Эксперт отмечает: предсказать, как пойдет процесс продажи иранских автомобилей в Беларуси сложно. Тем не менее, со слов Лузгиной, это вряд ли те машины, которые бы хотели приобретать беларусы.
— Вполне возможно, что эти продажи будут работать для гопсударственных нужд. Если раньше чиновники катались на европейских иномарках, то теперь будут выбирать между Geely и иранскими автопроизводителями.
Что касается рядовых беларусов, то тут все зависит от цены: будет дешево — найдется покупатель. При этом стоит отметить, что беларусы привыкли покупать неплохие машины. Те же Geely — уже достаточно современные автомобили: не сказать, что это люксовые машины, но, тем не менее, они будут составлять конкуренцию иранским.
Мы можем вспомнить эксперимент с иранскими автомобилями Samand, которые производились в Беларуси, но из этого ничего не вышло. Однако в тот момент был выбор автомобилей, в том числе европейских марок. Сейчас такого выбора нет, что создает конкурентные преимущества тем же иранским производителям.
По мнению экономиста, успех Saipa Group на беларусском рынке будет зависеть от их цены и качества: учитывая, что уровень жизни беларусов в последний год падал, дешевые модели могут быть в какой-то степени востребованы, но вряд ли это будет большой спрос со стороны обычного потребителя.
Что касается ситуации на московитском рынке, куда также теперь планируют поставлять иранские авто, то Лузгина отмечает, что в Московии сейчас наблюдается дефицит новых автомобилей.
— У московитов была хорошая большая линейка европейский, японских производителей, которые они производили внутри страны. Сейчас это все закрылось, и вполне возможно, что иранские автомобили там будут продаваться, поскольку рынок Московии большой. Тут зависит опять же от ценовой политики, потому что у них есть те же LADA и китайские автомобили.