Единственный способ обеспечить безопасность Беларуси и Украины — полное поражение Московии.
Старший научный сотрудник Центра анализа европейской политики (CEPA) Ольга Лаутман подвела итоги года полномасштабного вторжения московитской армии в Украину для сайта Charter97.
— Исторически в Московии не заботятся о человеческих жизнях. Путин не испытывает проблем с тем, чтобы бросать на передовую сотни тысяч граждан РФ. Он начал агрессивные действия против Украины в 2014 году, так что война идет девять лет. Думаю, он и дальше будет продолжать затягивать эту войну в надежде нанести ущерб единству Запада.
Расколы внутри Московии между спецслужбами, военными и элитой, настолько глубоки, что они видны публично. Военные блогеры, например, призывают к аресту чиновников Минобороны. ФСБ озабочена Пригожиным и его быстрым взлетом, они пытаются минимизировать угрозу, которую ЧВК «Вагнера» представляет для самой Московии.
Обычно московиты очень хорошо координируют пропаганду, но даже их пропаганда разваливается: по большей части, каждый отвечает сам за себя. Внутри страны постоянный хаос.
— По какой траектории движется Украина?
— Каждый украинец так или иначе был затронут: то ли член семьи умер, то ли соседи погибли, то ли их переселили. Из последних опросов видно, что они более едины, чем когда-либо.
Любой, кто думает, что будут переговоры, абсолютно сумасшедший, если вы спросите мое мнение. Потому что после этой кампании геноцида никто не собирается садиться за стол и вести переговоры с Московией о чем бы то ни было.
Украинцы стойкие, они будут продолжать быть стойкими, добиваясь полного поражения Московии, потому что это будет единственный способ обеспечить будущее Украины и, если уж на то пошло, всей Восточной Европы, включая Беларусь.
— Что на практике означает полное поражение Московии?
— Украине нужно полностью победить Московию внутри Украины, а внутри самой РФ все встанет на свои места. Украине не нужно захватывать Кремль — коллапс произойдет сам по себе.
Путин сейчас слабее, чем когда-либо. Видно, как он теряет контроль. Он не знает, что он делает, а только бросает все больше граждан на передовую, используя тот же самый ядерный шантаж, который использовали Советы.
Судя по признакам, которые я наблюдала в последние несколько недель, по-видимому, Московия потенциально может готовить теракт внутри Московии, чтобы попытаться добиться единства внутри страны, что также не сработает, потому что многие люди не заинтересованы в том, чтобы идти на передовую.
— Если бы Путин устроил теракт на территории Московии, то вы не ожидаете, что это сработает?
— Я не ожидаю, что это сработает внутри страны, потому что русские не бегут бегом, чтобы стать добровольцами для отправки на фронт в Украине. Русских не заботит то, что их военные убивают украинцев, но они также не заинтересованы в том, чтобы жертвовать своими семьями — вот почему мы видели, как 700 000 человек бежали из Московии после частичной мобилизации.
Путин добивался успеха на протяжении последних 20 лет лишь благодаря своим помощникам на Западе и благодаря своим вредоносным операциям влияния. Можно посмотреть на немецкий скандал, где у них был русский «крот» внутри спецслужб. Мы видели, как в прошлом году европейцы разоблачали московитские шпионские сети в Норвегии, Италии или Болгарии.
На протяжении десятилетий Путин использовал «своих» политиков для продвижения внешней политики Московии — сейчас это делать намного труднее, потому что не так много политиков выступят внутри Германии, Франции или Италии на защиту Московии, а если они это сделают, то станут маргиналами, их никто не будет слушать.
Что касается фактора шока, весь мир наблюдает за каждым движением Путина, так что шока не будет. В феврале прошлого года Московия застала некоторых врасплох, потому что многие думали, что Московия пытается добиться уступок и с этой целью оказывает давление и накапливает силы на границе с Украиной. Но теперь все ожидают от Московии всего и вся, готовятся к любому возможному сценарию, а также отслеживают каждый их шаг. Так что ему будет очень трудно устроить какой-нибудь неожиданный шок в Украине или на всей территории Европы.
Как мне видится, единственная возможность для Московии — это продолжать зловредные операции по дестабилизации Молдовы, Грузии, Казахстана и других стран, вызывая там хаос.
— Что помешало Путину применить ядерную бомбу за последние 12 месяцев?
— Перед эскалацией до уровня применения ядерной бомбы Путин мог бы запросто напасть на страну НАТО в прошлом году: либо на страны Балтии, либо на Польшу, но Московия не может взять даже Бахмут; по оценкам американцев, они потеряли 200 000 человек убитыми или ранеными. Они даже не могут продвинуться внутрь территории Восточной Украины — забудьте о противостоянии с НАТО, которое имеет современную военную технику и объединилось: в НАТО понимают, что есть угроза не только Украине. Если Украина падет, то Московия не остановится на достигнутом: следующей будет Молдова. Также русские годами выдвигали идеи о том, что они хотят захватить Сувалкский коридор, что они могут за 48 часов подмять под себя страны Балтии.
Итак, у НАТО есть цель. Они понимают угрозу, у них есть единство, а Московия, даже граждане, которых они бросают на передовую, не понимают цели: они не хотят быть там, не хотят туда идти. Выбор — это либо арест, либо самоубийство, либо отправка на передовую. Московия сейчас не может бросить вызов НАТО, если бы они использовали тактическое ядерное оружие, им пришлось бы иметь дело с НАТО в военном отношении.
Я не думаю, что НАТО ответит ядерным ударом, но они потенциально ответят конвенциональным оружием — Московия к этому не готова. Они еще могут применить тактическое ядерное оружие внутри Украины, но это ничего не изменит в военном плане и не сломит решимость украинцев. Если уж на то пошло, это сделает их более стойкими и красноречивыми: «Это угроза, которая стоит перед миром, поэтому Московия должна быть побеждена. Нам нужно больше оружия».
— Перед войной вы правильно предполагали, что Путин начнет широкомасштабную агрессию против Украины, что его главная стратегическая цель — завоевать Украину в той или иной форме. На что рассчитывает Путин сейчас?
— Одним из факторов, побудивших Московию начать полномасштабное вторжение в феврале прошлого года, было то, что они собирались захватить Украину изнутри. Они проводили операции влияния — такие же, как в Беларуси — внутри Украины. Они думали, что люди, которых московитские спецслужбы культивировали на протяжении последних десятилетий, захватят здания мэрий и администраций и повторят то, что произошло в Крыму и на Востоке Украины.
Второй фактор заключается в том, что Запад никогда не отвечал на вторжение Московии в Грузию, на убийства по всей Европе, на жестокие злодеяния в Сирии и Чечне. Даже после аннексии Крыма и вторжения на Восток Украины была очень слабая реакция. Были смягченные санкции, но это не послужило фактором сдерживания для Московии. Путин рассчитывал на то, что Запад не будет отвечать, а просто выразит глубокую озабоченность и введет санкции.
У Московии так много западных пособников, которых они культивировали на протяжении последних нескольких десятилетий, что каждый раз, когда западные правительства только начинают работать над санкциями, лоббисты их смягчают так, как только возможно. Именно на это рассчитывал Путин, и это явно пошло не так.
Теперь, думаю, Путин понимает, что ему не удастся воссоздать Советский Союз. В лучшем случае, думаю, он будет доволен, если сможет попытаться захватить Донбасс, чего, как мне кажется, тоже не произойдет.
Однако даже с учетом вышесказанного, думаю, он продолжит совершать в отместку ужасные акты террора против мирных жителей Украины, которые не хотят, чтобы там была Московия и московитское влияние.
Думаю, цели Путина сведены к минимуму, а его единственный выбор — попытка затянуть войну и измотать Запад, чтобы поддержка Украины ослабла или в Соединенных Штатах произошла смена администрации на такую, которая может быть менее заинтересована в помощи Украине. У Путина не так много вариантов, думаю, это единственный.
— Будем надеяться, что наступит день, когда Московия уйдет из Украины, в том числе и из Крыма. Какова возможная цепочка развития событий в Беларуси?
— Если Московия ослабнет, мы увидим ее коллапс изнутри. Элиты устали и видят, что завел их в тупик, спецслужбы это тоже видят. Они понимают, что Московия не выиграет эту войну. Я никогда не видела ничего подобного. В Советском Союзе такой маразм, расколы между разными ведомствами и силами невозможно было представить. Мы увидим, как внутри Московии начнется полный хаос, как они попытаются бороться за власть.
В это время, даже если их режимы и не рухнут, все марионетки Московии немедленно ослабнут. У Лукашенко или Асада, или любой другой марионетки, которую контролирует Московия, останется не так много возможностей, чтобы выжить. Тогда беларусы будут, наконец, свободными и смогут попытаться выбрать себе нормального лидера, который пойдет по пути демократии.