Как беларусы, служившие в армии, отреагировали на начало войны.
Корреспонденты «Радыё Свабода» пообщались с беларусскими солдатами, которые служили в армии на момент начала полномасштабной войны между Московией и Украиной. Их имена и фамилии изменены из соображений безопасности.
Денис утверждает, что после начала полномасштабного военного вторжения в Украину у военнослужащих его подразделения не было единого взгляда на эти события.
«Некоторые офицеры выступали за Московию. Правда, среди рядовых были и те, кто поддержал Украину, и им за это ничего не было», – говорит Денис. Он добавляет, что больше всего беларусских военнослужащих беспокоило, «нас зацепит или нет».
По словам собеседника издания, утром 24 февраля 2022 года беларусским военным выдали бронежилеты и боеприпасы. Именно тогда они узнали, что Московия начала «спецоперацию» в Украине.
«По моим наблюдениям, всем было плевать. Стояли дурачились, целились друг в друга со словами: «Бабах, бабах!» Видимо, представляли, что они уже на войне. Шутили: «Ну, ты сдохнешь в Украине», – вспоминает Денис.
Для чего солдатам выдали тогда бронежилеты и боеприпасы – он так и не понял. «Может, ошибка командира. Ну или так и должно быть, когда в соседней стране война. В любом случае нужно было сделать это», – считает бывший военнослужащий.
Он добавляет, что особых дискуссий о войне в Украине среди его сослуживцев не было, потому что «в принципе всем было все равно»:
«Не было никакой жесткой пропаганды. Некоторые солдаты говорили: «Вперед, Украина, мочите русню» – и никто их не сдавал. Ну, они об этом не кричали, а между собой говорили».
Сослуживцев Дениса в начале московитского вторжения отправили на границу с Украиной. По его словам, там солдаты охраняли военную технику. А также занимались погрузкой боеприпасов для московитской армии.
«Боеприпасы загружались со складов. Я не уверен, что это были наши, беларусские боеприпасы, хотя и такое могло быть. Как и то, что, возможно, это советские или московитские боеприпасы, которые хранились на временных складах. И вот мы их загружали. Они шли, очевидно, на войну, в Украину. Но не напрямую из Беларуси. С наших складов их отправляли в Московию, а потом понятно куда», – говорит Денис.
После дембеля в военный билет Дениса, как других его сослуживцев, поставили отметку о том, что «в случае чего» он в течение суток должен явиться в часть.