Составлены графики и списки, распределяющие мясо по Минску, однако проблема дефицита не снята – чтобы купить мясо, нужно побегать по городу. Экономику нельзя заставить работать насильно, управляя ею только на бумаге, говорят эксперты.
«Необходимо на этой неделе составить график поставок мяса до конца текущего года и определить его объемы для хладокомбинатов, стабилизационных фондов, фирменной торговой сети и для спецпоставок (речь идет о комбинатах школьного питания), — поставил задачу Ладутько на совещании 22 августа. — Необходимо составить перечни мясокомбинатов, поставщиков, предприятий потребкооперации и расписать, кто куда едет и что везет…У населения никаких вопросов по обеспеченности мясом быть не должно».
Эти слова уже два дня цитируют СМИ, однако сама по себе задача, поставленная мэром города, мягко говоря, нереальна, так как обеспечить мясом только один, отдельно взятый город, при наличии валютного кризиса в стране – пустая затея, говорят эксперты.
Населению интересно, во-первых, когда в любом магазине в «центре Европы» можно будет купить мясо, а не искать его днем с огнем, вспоминая при этом лихие девяностые годы прошлого века?
Во-вторых, в мэрии что, на самом деле думают, что с помощью административного ресурса можно заставить экономику работать эффективно?
Столичная розница, по большому счету, — в панике. Спрос на мясо не удовлетворяется, прилавки заполнить не получается. Представители крупных розничных сетей Минска с начала месяца заявляют, что хладокомбинаты не удовлетворяют потребности розницы в свинине.
В беседе с корреспондентом Naviny.by руководитель крупного минского универсама сообщил, что их заявки по мясу удовлетворяются только на 5%! «Мяса нет! — сказал он. — Сегодня мы его вообще не продаем. В пятницу привезли мизерное количество мяса, мы его мгновенно продали. Когда будет следующий завоз, не знаю».
При этом директор магазина подчеркнул, что у него просто нет возможностей самостоятельно решить этот вопрос. Из-за существующей низкой отпускной цены свиноводческому предприятию невыгодно заниматься прямой продажей: «Когда свиноводческое хозяйство продает мясо через мясокомбинаты, оно получает государственную дотацию, чего я, естественно, им предложить не могу. А значит, производителям невыгодно поставлять мясо в розницу по низким ценам. По договорным ценам — выше тех, по которым приобретают мясокомбинаты, — покупать запрещено мне. Круг замкнулся. Вот и получается, что в стране мясо есть, а на прилавках — нет. Мясо уходит в Россию, где за него платят реальную цену».
Отпускные цены на свинину регулирует государство в лице Министерства экономики. Розница получает свинину в полутушах. Предельная (максимальная) отпускная цена свинины в полутушах составляет 12 022 рубля за килограмм. Повышение предельных максимальных отпускных цен на мясо в августе происходило уже дважды — на 5% (11 августа, говядина и свинина) и на 10% (с 24 августа, свинина).
Между тем отпускные цены на свинину в разрубе государство не регулирует: такое мясо считается полуфабрикатом и поставляется в розницу уже по другим ценам. Торговая надбавка не превышает 14% от отпускной цены, но цена шейной части в магазинах достигает 50 тысяч.
Директор свиноводческой фирмы «ВАХАВЯК» Дмитрий Кравченко подчеркивает, что в цену мяса производители свинины закладывают стоимость различных минеральных добавок и витаминов, которые обязательны в рационе свиней.
«Эти добавки покупаются в Европе за валюту. Учитывая подорожание доллара и евро, понятно, что себестоимость мяса значительно увеличилась. Поскольку наше предприятие отправляет свою продукцию живым весом в Россию, с которой ведет расчеты в российских рублях, то наша работа рентабельна. Однако те, кто торгуют в белорусских рублях на местном рынке, находятся в другой ситуации».
По его словам, производителю будет выгодно продавать мясо на внутреннем рынке только по ценам, приближенным к отпускным. Пока же «одеяло» оказывается на стороне переработчика, который при поставках в розницу увеличивает цену многократно.
После увеличения максимальных отпускных цен на 5% минусовая рентабельность предприятия несколько уменьшается, но окончательно не исчезает. При росте отпускных цен еще на 10% рентабельность выходит примерно в +5%. Но ведь параллельно происходит рост сопутствующих расходов (повышены цены на бензин, дорожает валюта), что съедает потенциальную положительную рентабельность.
Как быть в такой ситуации? Директор магазина считает, что необходимо как минимум выйти на единый курс валюты. В ситуации нынешней неразберихи сложно работать всем. «Дефицит мяса останется, пока не разберутся наверху с курсом и экономикой вообще. Здесь, внизу, все в панике», — говорит торговец.
Помогут ли административные меры Мингорисполкома вернуть мясо на прилавки? В принципе, устранить острый дефицит мясных продуктов – да. Однако, как отмечает эксперт, насытить один только Минск недостаточно. «Мясного рая» в столице не может быть на фоне острого дефицита в регионах, где мясо вообще почти не поступает в торговую сеть.
Подобного мнения придерживаются и чиновники областных городов. Заместитель директора по экономике Витебского мясокомбината Лариса Казакевич заявила, что увеличение отпускных цен на 10 % на свинину никак не повлияет на количество производимой продукции.
«Закупочные цены растут гораздо быстрее отпускных, сдерживаемых государством, поэтому предприятию выгодно сокращать ассортимент и производить только то, что приносит прибыль», — заявила собеседница газете «Салідарнасць».
По мнению Ларисы Казакевич, мясные прилавки в магазинах пустеют также из-за вывоза продукции россиянами. Кроме того, в Витебской области хозяйства сократили реализацию скота предприятию.
Таким образом, на мясокомбинате опровергли версию начальника управления торговли и услуг Мингорисполкома Андрея Новикова, заявившего, что всему виной «ажиотажный спрос населения».