На совещании 25 августа белорусский президент Александр Лукашенко назвал новые сроки валютной стабилизации в стране. "Полтора-два месяца у нас на стабилизацию ситуации на валютном рынке. Полностью! - заявил Александр Лукашенко. - Чтобы население уже не просто слушало и верило или не верило, а почувствовало, что курс, который определен, будет действовать и дальше, и ситуация будет развиваться в том направлении, в котором будет обозначена президентом".
Напомним, обещания стабилизировать ситуацию «в ближайшие полтора-два месяца» уже неоднократно звучали от белорусских госчиновников, начиная с весны. Теперь же стабилизация плавно отложена до осени. Однако в этот раз президент Беларуси пообещал, что на следующей неделе будет окончательно определен экономический курс дальнейшего развития страны. Почему руководство государства кормит людей «завтраками» и имеются ли под этими обещаниями реальные основания, Служба информации ЕВРАБЕЛАРУСИ поинтересовалась у философа, политолога и методолога Владимира Мацкевича:
-- До декабрьских президентских выборов усиленно изображалось, что страна продолжает находиться в состоянии экономического роста. Начиная с января и весь первый квартал текущего года усиленно делался вид, что ничего не происходит: никакого кризиса и никаких угроз нет, все учтено, о кредитах и инвестициях договорено. Затем весной руководство страны вынуждено признало, что кризис все же существует. При этом было упущено для реагирования где-то месяцев пять. В качестве контрмеры была проведена частичная достаточно робкая девальвация. Она не решила никаких проблем, а просто смикшировала на несколько месяцев то, что должно было сделано в виде шоковой терапии для перехода к реальному выходу из ситуации. Лето было мертвым сезоном, когда рынок жил самостоятельной финансовой жизнью практически независимо от решения властей. И на сегодняшний день, я думаю, у президента, Национального банка, Совета министров нет абсолютно никаких решений по реальному выходу из кризисной ситуации. Более того, в отличие от весенней ситуации, у них нет даже обещаний от международных финансовых институтов и иностранных государств о предоставлении иностранной помощи. Поэтому полтора-два месяца, фактически запрошенные президентом, означают только констатацию полной растерянности.
-- Но Александр Лукашенко заявил, что через неделю будет определен экономический курс дальнейшего развития страны. Что ждать от такого определения?
-- Определение экономического курса страны не требует ни недели, ни полутора месяцев. Все что можно было разумного предложить, было известно еще в прошлом году. Поэтому сегодня решать, собственно, нечего. Либо нужно решаться и идти на либерализацию, либо это очередная робкая попытка затянуть время в ожидании чуда.
-- А чудо может произойти?
-- Чудес вообще не бывает. В экономике, в том числе. Поэтому ожидать, что что-то изменится за неделю, полтора месяца или вообще до конца года не приходится.