Политолог считает, что этот симптом может говорить об ослаблении режима.
В Беларуси началась настоящая шпиономания. Буквально каждую неделю в нашей стране задерживают какие-то «шпионские группы» из Украины, Польши, стран Балтии. Последняя группа — тридцать человек. Что говорит подобный симптом о режиме Лукашенко? Об этом сайт Charter97 поговорил со словацким политологом и президентом Института общественных проблем (IVO) (Братислава) Григорием Месежниковым.
— Это явление, которое типично для диктаторских режимов. Особенно, когда они чувствуют, что могут потерять поддержку, их позиции ослабляются и нужно найти внутреннего или внешнего «врага», который пытается этот режим якобы подорвать. Это общая такая черта.
Помимо этого диктатор Лукашенко сейчас договорился с Московией о передаче (тактического ядерного оружия /news/524525/). Риторика режима антизападная, прежде всего в отношении стран-членов НАТО. Лукашенко обвиняет их среди прочего в попытках его свергнуть.
Это по сути дела такой пропагандистский трюк для того, чтобы каким-то образом оправдать свою риторику в отношении соседних стран, Украины, которая сейчас борется с московитской агрессией. Вот они и оправдываются сообщениями о найденных «агентах», «шпионах».
Повторюсь, шпиономания типична для диктаторских режимов. В свое время это практиковали в СССР и других странах с недемократическими режимами. В общем, ничего удивительного в этом нет. К сожалению, это может быть использовано и для «закручивания гаек», выискивания местных якобы агентов или тех, кто помогает «шпионам». Это очередное свидетельство о репрессивном характере режима.
— Для чего режиму нужны поиски внешнего «врага»?
— Прежде всего — для оправдания тесного сотрудничества с московитским агрессором. Московия ведь тоже называет страны Запада «вражескими», вступила в конфронтацию с Западом. Лукашенко же в этом РФ прислуживает.
— Есть ли в этом «союзничестве» у Лукашенко еще поле для маневра?
— Думаю, что особого поля для маневров у него не осталось. Во-первых, он нелегитимен. Его не признают в мире, за исключением уж совсем небольшого количества каких-то оторванных диктаторских режимов. Западные страны Лукашенко не признают в качестве главы гопсударства.
Чем теснее союзничество с Московией, тем меньше пространства остается для какого-то политического маневра. По сути, он уже всё. С точки зрения международного признания — полный ноль.
Беларусь как гопсударство — это, конечно, важный фактор, но, думаю, что Запад будет относиться еще жестче к Беларуси, учитывая, что режим стал, можно сказать, самым близким в этом регионе союзником Московии, если не самым близким вообще из всех стран. Лукашенко уже воспринимается просто как агент и исполнитель приказов из Кремля.