Работает ли Евросоюз для демократии в Беларуси или помогает диктатору?
Недавний скандал, когда чиновники Литвы и Польши передали банковскую информацию правозащитников и демократических активистов белорусским властям – серьезная и беспрецедентная ошибка двух стран-членов ЕС, которые годами пытались помочь Беларуси преодолеть авторитарное правление Лукашенко. Она произошла в особенно неблагоприятный момент, и вызвала несколько крайне важных вопросов.
Структура белорусского режима основывается на том, что Лукашенко обладает единоличной властью. За последние 17 лет этот ловкий деспот переигрывал внутренних и международных оппонентов, нарушая многие правила и сведя парламент к формальному, покладистому органу. Протесты в декабре после президентских выборов помогли Лукашенко узнать о сетях его противников и создать стратегию по их использованию. Лукашенко и его аппарат понимают, что в период углубляющегося экономического и социального кризиса им придется использовать новые инструменты и подходы, чтобы держать протесты под контролем. Вследствие этого вырабатывается новая идея для спасения Беларуси от внутренних и внешних врагов.
В этот период Лукашенко был вынужден отойти от имиджа батьки, защищающего и кормящего свой народ, и вместо этого усиливал страх у населения. То, как он преследовал и заключал в тюрьмы своих политических противников, как жестоко подавлял даже безобидные протестные действия, наводит на мысль, что, несмотря на международные санкции, он, скорее всего, продолжит этот бесчеловечный образ действий.
Литва и Польша, которые снабдили налоговые органы Беларуси списком банковских счетов ведущих оппозиционеров, оказали содействие Лукашенко. Самый известный правозащитник Беларуси, Алесь Беляцкий, уже за решеткой, а многие другие с трепетом ожидают, что будет дальше.
Извинения литовских, и особенно польских чиновников, которые сейчас занимают председательскую позицию в ЕС – этого недостаточно. Также непростительно для польских чиновников в других государственных инстанциях просто свалить вину на Министерство юстиции. Жизни людей и будущее Беларуси в опасности, вера в европейские ценности и солидарность находятся под угрозой.
Противники такой более жесткой стратегии по отношению к Беларуси утверждают, что она привяжет страну к российской орбите, подорвет программу Восточного партнерства и положит конец двум десятилетиям независимости. Если Беларусь окажется под контролем России, говорят нам, это может привести к пересмотру границ бывшего СССР, как произошло в Грузии после войны 2008 с Россией и объявлении независимости Абхазией и Осетией.
Но это нелогичный аргумент. Последние пять лет Лукашенко ловко натравливал Россию и ЕС друг против друга. В начале декабря Лукашенко провел европейских лидеров, позволив оппозиционным кандидатам свободно проводить кампанию и дав им возможность выступить на государственном телевидении. Многие европейские лидеры были обмануты этим спектаклем. В награду за якобы «демократическое» поведение Лукашенко, Гидо Вестервелле и Радослав Сикорский, министры иностранных дел Германии и Польши, пообещали Беларуси $4.5 миллиардов долларов кредитов от ЕС. Некоторые даже выступали за четвертый срок для Лукашенко. Затем, как мощная пощечина европейским лидерам, белорусские власти подделали результаты выборов, подарив Лукашенко невероятные 79.7% голосов. За этим последовало жестокое, деспотичное подавление протестов и репрессии против кандидатов.
Однако, белорусский режим никогда не отказывался от русской карты, несмотря на долгий поединок между Лукашенко и российскими лидерами. 9 декабря, после встречи с президентом Дмитрием Медведевым в Москве, Лукашенко возобновил свою старую промосковскую политику и отказался от мирных предложений Брюсселя. Но он также дал безрассудные обещания увеличить зарплаты и пенсии, что привело к нынешнему дефициту наличных денег, высокой инфляции и необходимости мер по выводу страны из кризиса. Он попросил у МВФ, сожалеющего о результатах выдачи предыдущего займа, так не приведшего к реформированию экономики, принадлежащей государству, $8 миллиардов.
Тем временем, Кремль занял главенствующее положение на политической сцене в Беларуси, согласившись на краткосрочные кредиты в обмен на то, что для приличия называют «приватизацией». Но на самом деле это захват прибыльных белорусских предприятий крупными российскими компаниями, включая предприятия нефтепереработки и производителей автотранспорта. Скоро Газпром станет владельцем Белтрансгаза, который контролирует поток российского газа в Европу. Уралкалий планирует купить Белкалий, хотя обе стороны пока не договорились об окончательной цене.
Запад не может игнорировать полное уничтожение прав человека в Беларуси за последние восемь месяцев. Три кандидата в президенты отбывают тюремные сроки, до 5 лет, Беляцкий может быть приговорен к сроку до 7 лет заключения.
Арабская весна показала, что первый шаг к демократии – устранение диктатора. То же относится и к Беларуси.
Павол Демеш – старший научный сотрудник американской организации «Немецкий фонд Маршалла», бывший министр иностранных дел Словакии.
Дэвид Марплз – профессор университета Альберты, президент Североамериканской Ассоциации Белорусских исследований.