Как Китай договаривается с ЕС.
Китай делает вид, что его политика может быть такой же изощренной, как шелк. Накануне визита в КНР президента Франции Макрона и главы Еврокомиссии Урсули фон дер Ляйен, китайский посол в ЕС дал прикольное интервью, озвучив недипломатическую штуку: Си имеет бункерного за дурака.
Формально месседж звучал несколько деликатнее: заявления главы КНР о безграничной дружбе Пекина и Москвы – не больше, чем риторический прием.
Перевод с эзопового языка на человеческий. Риторичность – языковая фишка, используемая с целью лишь повлиять на слушателей, а не передать объективную информацию. На русском это звучит как «говорите для красного словца».
Посол также подчеркнул, что Пекин не поддерживает деяния русские в Украине, не снабжает орков оружием и не планирует этого в будущем. А Крым – это Украина.
С США возник переговорный клинч, Китай стремится договориться с ЕС.
Переговоры с Америкой оказались слишком милитаризованными для КНР, поскольку Госдеп вносил в повестку дня не только вопрос о независимости Тайваня, но и об ограничении технологических вооружений, особенно космических.
Переговорный трек с ЕС сформирован в основном на экономической проблематике плюс проблема московитской войны в Украине. Пекин видит в Макроне и Урсуле хороших союзников, которые помогут разговаривать с США. В обмен на это Пекин готов изменить отношение к Москве.
Значимость «риторической» дружбы с Кремлем иллюстрируют следующие цифры: по итогам 2022-го товарооборот Китая и США и ЕС был в восемь раз больше чем с РФ. У такой дружбы с русской нет никакой математики. Есть только рациональный расчет.
Китай уже намекал США на готовность «сдать» Путина ради «международной разрядки». Financial Times опубликовала ряд политических заявлений дипломатов КНР, суть которых сводилась к «Путину не доверяем и не понимаем, он сошел с ума». Но недавно все эти усилия разбивались о бронестойкую позицию Вашингтона. Как сложится на этот раз, – посмотрим.
Орест Сохар, t.me