Властям Беларуси необходимо обеспечить приток средств в золотовалютные резервы страны. Однако текущая макроэкономическая и монетарная политика белорусских властей свидетельствует об отсутствии шансов на получение кредита Международного валютного фонда - в Беларуси до сих пор отсутствует программа реформ.
29 августа совет директоров Международного валютного фонда планирует рассмотреть заявку Беларуси на предоставление стабилизационного кредита от 3,5 до 8 миллиардов долларов США. Такая заявка была направлена белорусским правительством в МВФ 31 мая текущего года.
Чтобы рассчитывать на получение кредита, Беларусь должна представить четкую антикризисную программу, заявила 4 августа в Минске постоянный представитель МВФ Наталья Колядина. По ее словам, правительство должно представить как пакет мер в области макроэкономической политики, так и пакет структурных преобразований.
В связи с этим независимый экономист Сергей Чалый говорит, что если власти Беларуси хотят успеть до января-февраля получить решение по новой программе сотрудничества с фондом, то "принимать решение по валютному рынку надо прямо сейчас. Без этого ничего работать не будет. Мы будем снова иметь те же проблемы, что и раньше".
"Мы будем наблюдать ситуацию все большего расхождения официального и неофициального курса, наблюдать за падающей экономикой, растущей инфляцией, сильно запаздывающими доходами населения по сравнению с ростом цен", - цитируют слова эксперта Белорусские новости.
Государство "не имеет необходимых ресурсов и золотовалютных резервов, чтобы играть на валютной бирже и покрыть отложенный спрос на валюту, и не может прекратить спекуляцию белорусским рублем на внешних рынках. Эти факторы обуславливают нерешительность выходить на единый курс", - говорит председатель Клуба финансовых директоров Андрей Карпунин.
Но это выход возможен. Правда, при условии, что мы пойдем путем реформ, станем реально управлять экономическими процессами в стране и увеличим приток валюты. "Стимулом для этого может стать оформление нашей заявки в МВФ на транш, например, 6-8 миллиардов долларов, - полагает А.Карпунина. - Под него наше правительство может решиться на ряд конкретных мер".
"И каково будет соглашение с фондом, от этого будет зависеть и широта действий правительства и Нацбанка, - продолжает эксперт. - Если наметятся подвижки в части новой программы с фондом, то МВФ первым пунктом скажет прекратить маразматическую ситуацию с множественностью курсов и недорегулированием валютного рынка. Но тогда власти все равно не будут объявлять девальвацию, а дипломатично скажут, что произошло сближение курсов. А до какого уровня мы на тот момент будем сближаться — до 8, 9, 12 тысяч рублей за доллар, зависит от того, как власти будут решать текущие проблемы и насколько они хотят сохранить калейдоскоп рыночной экономики".
"Сегодня уже совершенно ясно: до ноября официальный Минск не получит ни кредита ЕврАзЭС, ни согласия от МВФ на предоставление финансовой помощи. Причины очевидны: единый курс не установлен, золотовалютные резервы Нацбанка крайне скудны, внешних заимствований в необходимом объеме не поступает, доходы от приватизации - мизерные, доверия к национальной валюте нет ни у населения, ни у властей", - такое мнение высказал главный редактор белорусского научного журнала "Новая экономика" Сергей Шиптенко в интервью ИА Regnum.
Текущая макроэкономическая и монетарная политика белорусских властей свидетельствует об отсутствии шансов на получение кредита Международного валютного фонда (МВФ), также полагает экс-глава Национального банка Беларуси Станислав Богданкевич.
"В настоящее время Беларусь имеет нулевые шансы на получение нового финансирования от МВФ, так как реализуемая макроэкономическая и монетарная политика идет вразрез с рекомендациями фонда. Главная проблема - продолжается кредитная экспансия, печатный станок, как и раньше, включен на полную мощь", - сказал С.Богданкевич в интервью агентству "Интерфакс-Запад".
Он убежден, что "у властей нет комплексной программы преодоления усиливающегося валютно-финансового кризиса, сокращения кредитной экспансии, ограничения галопирующей инфляции". В связи с этим Нацбанк страны "пытается решить сложные проблемы простым путем, вводя все новые и новые ограничения на валютном и финансовом рынке, - констатировал С.Богданкевич. - Это от непрофессионализма, от отсутствия фундаментальных знаний, в первую очередь, в сфере монетарной политики".
Эксперт считает, что "Нацбанк по-прежнему выполняет функции бюджета, на безвозвратной основе финансируя реализацию госпрограмм. Это может привести к дефолту банков, так как в эти проекты вложены и вклады населения". "Банки в опасности", - подчеркнул собеседник.
Он уверен, что сохранение текущей монетарной политики, наряду с усилением ограничений на валютном рынке, "ведет к углублению кризиса, галопирующей инфляции и расширению использования инвалют во внутренних расчетах". "Очень не хочется верить, что так и будет, но пока власти не ищут цивилизованных путей. Может быть, здравый смысл все-таки восторжествует", - надеется эксперт.
"Но шансы на спасение все еще есть - необходимо срочное привлечение внешних ресурсов - от приватизации или заимствования, при условии наличия внятной антикризисной программы. Привлечение же новых внешних ресурсов при сохранении текущей политики станет роковой для национальной экономики ошибкой", - уверен экс-глава НББ.
"Нацбанк должен как можно скорее сформировать внятную позицию и вернуться на рынок как регулирующий инструмент. То, что Нацбанк устранился от регулирования валютного рынка, который сегодня существует в стихийном формате, это неправильно. Это противоречит уставным целям и задачам главного банка страны", - констатирует экономист Георгий Гриц.
"Да, сейчас при таком объеме ЗВР Нацбанк не может выполнять функцию, которую выполнял полгода назад, то есть удовлетворял все заявки. Но при этом нельзя, получив стабилизационный кредит из фонда ЕврАзЭС или, предположим, 2 млрд. долларов в рамках сделки "Беларуськалия" и "Сбербанка" и "Дойче банка", сначала зачислить деньги в ЗВР, а потом их растратить", - говорит эксперт.
Чтобы интервенции были обоснованными, должна быть стратегия. "Надо определиться, в каком размере предполагаются интервенции и кому", - отмечает Г.Гриц.