Украина может действовать против диктатора по двум направлениям.
12 апреля министр иностранных дел Беларуси Сергей Алейник, находясь с рабочим визитом в Венгрии, выдвинул новую «мирную инициативу» – объявить «перемирие».
Что ответит на инициативу официальный Киев? Почему Лукашенко со всех сторон обхаживают гонцы из Кремля? Против кого направлено тактическое ядерное оружие в Беларуси? И боятся ли в Киеве московитского ТЯО?
«СНплюс» поговорили с директором Института мировой политики Евгением Магдой (Киев, Украина).
Лукашенко обхаживают, как жертву мошенничества
– 5-6 апреля Лукашенко провел в Москве на «высшем госсовете союзного гопсударства». Но накануне Минск посетил глава СВР РФ Нарышкин, а после визита в Беларуси побывал министр обороны РФ Шойгу. О чем свидетельствует постоянное «сопровождение» Лукашенко московитскими чиновниками?
– Нет ничего удивительного ни в первом, ни во втором случаях. Знаете, когда мошенники проворачивают аферу, то они обхаживают свою жертву со всех сторон. Ситуация вокруг Лукашенко сложилась именно такая: у меня нет сомнения, что господин Нарышкин привозил в Минск версию о польском стремлении захватить Беларусь и потрясал там какими-то «документами»; не имею ни малейшего сомнения, что Лукашенко и Шойгу говорили про тактическое ядерное оружие. Понятное дело, Первый обещает все что угодно: он уже находится не просто на коротком поводку Кремля, этот поводок по очереди держат разные московитские випы.
– Переговоры с Путиным – обязательный пунктик каждого визита из Минска. Публично говорилось про успехи «союзного строительства», но главной темой дебатов, как предполагается, стало размещение московитского ядерного оружия в Беларуси. А ваша версия темы очередной встречи?
– Думаю, визит в Москву носил ритуальный характер: ведь делегация полетела туда после продолжительного «обращения к беларусскому народу и парламенту», в котором была угроза управлять ядерным оружием вместе с Кремлем. Но это абсолютная ложь, потому что, во-первых, система дублирования абсолютно невыгодна Московии, никто не собирается давать Минску дополнительные инструменты влияния, позволяющие вырваться из-под московитской опеки, или попытаться, паче чаяния первопрестольной, начать собственную игру. А во-вторых, усиление Лукашенко не входит в перечень оперативных задач последней: зачем ей сильный Лукашенко? Ему нужен только слабый.
Дипломатический статус беларусско-украинских отношений следовало бы понизить
– Как московитское ТЯО в Беларуси повлияет на войну в Украине и на отношения с Украиной?
– Еще в сентябре прошлого года украинские генералы Залужный и Забродский обнародовали свой сценарий боевых действий в 2023 году. Они акцентировали внимание на том, что даже тактический ядерный удар не изменит волю Украины в ее стремлении восстанавливать свою территориальную целостность. На самом деле, ТЯО на территории Беларуси направлено прежде всего против Польши, Литвы и Латвии – стран НАТО, которые соответствующим образом должны реагировать на подобную активность. Я думаю, Польша активизирует разговор о размещении на своей территории американского тактического ядерного оружия, тем более в преддверии парламентских выборов. Другое дело, что администрация Байдена может на это не пойти.
Но отношения с Украиной все это определенно не улучшит. Пока не вижу готовности Киева разорвать дипломатические отношения с Минском, я уже неоднократно называл причины, по которым украинский посол до сих пор находится там. Но понизить статус двусторонних отношений имело бы смысл, тем более, беларусского посольства в Киеве нет уже добрый год.
Украина должна реагировать на сближение Беларуси и Московии на ядерной почве абсолютно ассиметрично, через запуск механизмов Люблинского треугольника (Польша, Литва, Украина), который создавался в 2020 году, чтобы давать ответы на вызовы региональной безопасности. Второе направление – диалог с беларусскими демократическими силами: полагаю, наступило время четко сказать, что с Лукашенко у официального Киева больше никогда не будет хороших доверительных отношений, следует вести диалог с широким спектром тех сил, которые оппонируют Лукашенко.
У Минска не осталось возможности уклониться от создания ядерного «союзного гопсударства»
– Московия берет Беларусь под свой ядерный зонтик, беларусская власть втягивает страну в полноценную войну. Насколько реалистичным вам представляется такой «бартер»?
– Не верю в него. Я вижу, скорее, другой вариант: Лукашенко будет размещать тактическое ядерное оружие на территории Беларуси, но при этом беларусские парни не начнут воевать в Украине. Только такой вариант он сможет продать беларусскому народу даже в условиях мощного полицейского режима. Мне кажется, возможностей для маневра у правителя очень мало. Он оказался в такой ситуации, когда не осталось возможностей избежать создания ядерного союзного гопсударства – без его решения, без маневров и политического голосования. Лукашенко в этом плане потерял все, что мог, а его слова о том, что «любимую не отдают», оказались пустышкой: он фактически превратил Беларусь в заложницу ответного или превентивного удара, и это не самая приятная перспектива для граждан Беларуси.
– Руководитель беларусского МИД в Венгрии предложил объявить о прекращении огня в Украине. Ваша реакция?
– Беларусь не первый раз оказывается в кильватере московитской внешней политики. Инициатива прекращения огня является продолжением так называемого «послания» – ничего нового в том нет. Думаю, и беларусский МИД ничего нового не услышит в ответ: эта инициатива будет проигнорирована Киевом по абсолютно очевидным причинам.