Все ходатайства и поручительства об освобождении Алеся Беляцкого отклонены УДФР Комитета госконтроля. Некоторые литовские СМИ считают, что история является не случайным техническим промахом литовских служб, а хорошо спланированной акцией по реализации выгодной сделки.
Управление департамента финансовых расследований Комитета госконтроля по Минской области и Минску не удовлетворило ходатайство витебского правозащитника Павла Левинова с личным поручительством об освобождении Алеся Беляцкого, сообщает БелаПАН.
Постановление об отклонении ходатайства подписала следователь отдела предварительного расследования УДФР Татьяна Косынкина, сообщает правозащитный сайт www.spring96.org. Данное решение она мотивирует тем, что оснований для изменения меры пресечения Беляцкому не имеется. Почему - в постановлении не поясняется.
Павел Левинов считает это нарушением части 3 статьи 137 Уголовно-процессуального кодекса, согласно которой в случае отказа в удовлетворении ходатайства орган, который ведет уголовный процесс, должен мотивировать свое решение. Витебский правозащитник намерен обжаловать данное постановление в прокуратуре либо через суд.
Как сообщалось ранее, за освобождение Алеся Беляцкого подано в общей сложности около 600 ходатайств белорусских граждан и авторитетных зарубежных деятелей. Все они ручаются, что арестованный правозащитник не будет пытаться скрыться от следствия в случае освобождения из-под стражи.
Некоторые из поручителей тоже получили аналогичные отказы УДФР, где безо всяких пояснений сказано: оснований для изменения Беляцкому избранной меры пресечения - содержание под стражей - не имеется.
Все это свидетельствует о политическом характере уголовного преследования Беляцкого, убежден юрист РОО "Белорусский Хельсинкский комитет" Гарри Погоняйло. "Алесь Беляцкий - очередной заложник власти. Она таким образом пытается продемонстрировать, что будет с правозащитниками, общественными активистами и активистами политических партий, которые не прекратят свою деятельность", - заявил юрист в комментарии БелаПАН.
Литовские СМИ продолжают с разных сторон изучать скандальную историю с выдачей Литвой Беларуси банковских данных белорусского правозащитника Александра Беляцкого, после чего он был арестован по обвинению в финансовых махинациях.
Так, газета Lietuvos ?inios 26 августа опубликовала статью под заголовком "За голову диссидента - миллионные инвестиции?", где предполагает, что эта история не является случайным техническим промахом литовских служб, выдавших данные (а именно на этом настаивает правительство Литвы), а хорошо спланированной акцией, после которой литовские предприниматели получили возможность реализовать очень выгодный и прибыльный инвестиционный проект в Беларуси, пишет ИА REGNUM.
По предположениям газеты, схема была следующей.
За несколько дней до выдачи данных белорусские власти благословили крупный литовский инвестиционный проект в Могилевской области на сумму в 77 млн евро. Бизнесменов консультировала адвокатская контора Bernotas & Dominas Glimstedt. Отделение этой конторы в Беларуси курирует партнер Эгидиюса Бернотаса.
Газета подчеркивает, что такие проекты в Беларуси невозможны без личного одобрения самого Александра Лукашенко.
Через несколько дней супруга Бернотаса, Аушра Бернотене, которая тогда работала в министерстве юстиции Литвы, ставит роковую подпись на прошении Беларуси передать банковские данные Беляцкого и других правозащитников.
"Что это - совпадение, или циничный обмен, когда были переданы данные белорусского диссидента в замен на разрешение реализовывать литовским предпринимателям проект, разрешение на который от Минска ждали полтора года?", - спрашивает газета.
Как ранее писала БДГ, вице-президент Международной федерации прав человека, руководитель закрытого белорусскими властями правозащитного центра "Весна" Алесь Беляцкий был задержан в Минске вечером 4 августа.
5 августа в отношении задержанного избрали меру пресечения в виде заключения под стражу. 12 августа правозащитнику предъявили обвинение по статье 243 части 2 Уголовного кодекса (сокрытие доходов в особо крупном размере) и продлили срок содержания под стражей на два месяца.
Арест Беляцкого вызвал широкий резонанс. Освобождения правозащитника потребовали руководство Евросоюза, США и других государств, международные правозащитные структуры, известные общественные деятели и политики.