– По существу, буквально каждый человек – сам себе дизайнер. Сделал лавку на даче такой, какой она тебе виделась, – и получи результат. Насколько же востребованы люди, которые могут сделать что-то удобное, красивое?
– Парадокс в том, что сегодня очень большой спрос на дизайнерское образование, но эта профессия мало востребована. В целом государственная система дизайна разрушена. Когда-то у нас был могучий Институт технической эстетики, белорусский филиал был одним из наиболее авторитетных. Лет десять назад на подъеме был рекламный дизайн, люди, которые занимались фирменным стилем, полиграфией, были очень востребованы. Теперь, как мне кажется, на первый план вышли дизайнеры интерьеров.
– Существует ли мода на дизайн?
– Есть такие знаковые вещи, как «Фольксфаген»-жук. Они с поколениями не стареют. Тем не менее, сегодня дизайн очень зависит от моды и начинает иногда сознательно работать на рынок. Мы часто встречаем изделия, необычные по форме, которые функционально не очень удобные. Недавно я купил дрель, которая по форме напоминает какой-то фантастический пистолет из «Звездных войн». Многие такие «навороты» не способствуют эргономичности, а только удорожают изделие. Дизайн сегодня во многом утрачивает свои социальные функции, в процессе создания какой-то вещи условия диктует уже не дизайнер, а тот, кто платит. В прошлом, создавая даже самые простые вещи, люди думали об их красоте не меньше, чем про удобство и функциональность. У меня есть замок от старинного ружья, где детали изготовлены настолько тонко, с такой любовью, что и сегодня редко встретишь. Актуальная парадигма дизайна сводится к следующему: дизайна должно быть как можно меньше.
– Ого! Тогда представим себе ситуацию: в знак протеста против принижения важности профессии дизайнеры объявили забастовку. Что случилось бы?
– Да ничего страшного! Многие уникальные по форме вещи, как колокол, зонтик или автомат Калашникова, делались без участия дизайнеров. Во многом профессия дизайнера сегодня приобретает определенный вторичный характер. Теперь историю делают деньги, они заказывают ту или иную красоту. Вот почему не думаю, что мир обрушится, оставшись без дизайнеров. Значимость дизайна во многом преувеличена, несмотря на то что ни одна область нашей жизни без него невозможна. Не думаю, что возникнет противоречие, если я скажу, что жить без дизайна можно.
– Огромные изображения зубров вдоль некоторых дорог – это действительно красиво или все же профанация с точки зрения дизайна?
– Профанация в конкретном случае, потому что делал это явно не профессионал. Зубр достаточно уродлив по очертанию, плохо привязан к ландшафту, какой-то очень одинокий. Вспомним Испанию, где визуальный ландшафт наполнен гигантскими быками. Они не выглядят несуразными даже в своем масштабе, потому что рядом присутствуют такие же циклопические ветряные мельницы. Так называемая масштабная скульптура очень популярна на Западе, эти игры с масштабом впечатляют и действительно радуют глаз. В то же время у нас есть идея сделать выставку дизайнерского кича, который как явление культурно-художественное во многом востребовано аудиторией. Это как в музыке: кичевая «попса» часто создается профессионалами и имеет свою аудиторию. Меня всегда такие вещи интересовали. Вот, скажем, точилка для одноразовых лезвий. Где-то здесь есть маленький токарный станок для чистки картошки…
– Чем ты, как дизайнер, чаще всего и с удовольствием пользуешься?
– Граненый стакан. Удобная, доступная, выразительная по форме вещь, а по содержимому просто «волшебная». Дизайн стакана советского образца приписывают Вере Мухиной, автору монумента «Рабочий и колхозница».
– Часто ли у членов вашего Союза крадут идеи?
– К нам обращаются люди, которые считают, что их авторские права были нарушены. Не так давно знак, сделанный нашей девочкой, использовали для логотипа конгресса НАТО в Венгрии. Не знаю, чем все закончилось, но в интернете шуму было много. В истории с фирменным знаком МТС я не на стороне художника, потому что на такие вещи, как число, буква, на такие формы, как круг, квадрат, приоритета не может быть ни у кого. Сотрудники МТС, которые были у нас на консультации, показали книгу издания начала прошлого века, на обложке которой в том же формате изображено яйцо на красном фоне. Я сам не раз был свидетелем того, когда идеи рождаются у разных людей одновременно. Помню, на биеннале плаката в Варшаве, посвященного воде, были два одинаковых по идее плаката разных авторов из разных стран.
– Что категорически запрещено в искусстве дизайна?
– Любая категоричность неприемлема для современного искусства. Жестких табу нет. Современный дизайн, находясь в плену принципов постмодернизма, допускает излишнюю фигуративность, даже декоративизм, характерный для промышленных изделий начала прошлого века, и открытый кич. Но каждый дизайнер имеет ряд внутренних ограничений, хотя современные технологии допускают невероятные сочетания материалов, фактур, цветов в одном изделии. Это я считаю недопустимым в дизайне, так же как и любые имитации и подделки. Ощущение меры, выразительность функций и материала – вот главные признаки хорошего дизайна.
– Чем сегодня Белорусский союз дизайнеров может гордиться?
– Прежде всего – коллекцией белорусского плаката, вещью абсолютно уникальной. Это явление глобального масштаба, не побоюсь этих слов. Плакаты белорусских художников хранятся в лучших музеях и частных коллекциях. Периодически мы их показываем. В интернете под адресом plakat.pаrtal.by выставлено более 3000 работ наших художников с биографиями авторов. В планах – создание музея белорусского плаката, издание книги, посвященной его истории.
– Я так понимаю, что благодаря одним только членским взносам выжить Союзу сложно. А что относительно финансирования со стороны государства?
– Прямого финансирования нет. Но мы имеем поддержку государства хотя бы в виде тех денег, которые выделяют на выставочные, издательские проекты, стипендии для отдельных членов Союза. У нас нет права заниматься коммерческой деятельностью, а вот хозяйственную ведем. Это, прежде всего, как правило, бюджетные заказы типа оформления выставки «ЭКСПО 2010» в Шанхае, оформление зоопарка в Минске, музея в Несвиже. Государству с нами выгодно сотрудничать уже хотя бы потому, что в сметы мы не закладываем прибыли.
– Позволю себе аналогию с Союзом композиторов. Для него издать альбом с записями произведений своих членов – нерешаемая проблема. Вы ж занимаетесь издательской деятельностью. Что для вас журнал «PROдизайн» – средство пропаганды или что-то иное?
– Не имея выставочного зала, проводить такие масштабные показы, как это делают художники, мы не можем. Поэтому наличие такого издания – средство реализации творческого потенциала членов Союза. Журнал пропагандирует наши идеи, которые, вполне возможно, в чем-то даже более действенные, чем выставка. Но деньги мы на этом не делаем. Члены Союза могут выкупить страницу-другую в журнале, чтобы познакомить читателей и зрителей с тем, что они делают.
– Значит, просто коммерческим путем вы зарабатывать не можете. Но есть, как было сказано, иные легальные пути. Почему тогда те же композиторы их не нашли?
– Видно, им не очень и нужно...
Информация по делу
Белорусский союз дизайнеров был создан 12 декабря 1987 года. Первый председатель – Александр Длатовский, с 1995 года Союз возглавляет Д.Сурский. Сегодня БСД объединяет более 600 специалистов в области индустриального и графического дизайна, проектирования малых форм, интерьеров и оборудования, рекламы, арт-дизайна, модельеров, педагогов и теоретиков. Работы членов БСД представлены на сайтах www.znak.nsys.by (каталог «Знак. Логотип»), www.plakat.partal.by (сайт белорусского плаката), www.prodesign.nsys.by (альманах «PROдизайн»), www.avers.by (геральдика, спортивные призы, корпоративная символика), bsd.partal.by