Кремль надорвался, пытаясь сделать хорошую мину при плохой игре.
Традиционно Москва отмечает 9 мая с размахом. Но в этот раз программа торжеств оказалась предельно скомканной.
Праздничный парад продлился гораздо меньше обычного. По Красной площади из танков проехал только антикварный Т-34. Воздушная часть парада и вовсе была отменена. Как и шествие «Бессмертного полка».
В этой ситуации кремлевская пропаганда попробовала перебить негативную повестку. Из рукава достали «козырь» в виде глав гопсударств СНГ, приехавших в московитскую столицу.
«Присутствие на параде в Москве такого количества лидеров постсоветских стран – серьезный успех Путина и МИД РФ. Не произошло внешнеполитической изоляции Кремля. Важный момент – демонстрация главами Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Беларуси, Армении признания символического значения Великой Победы как общей скрепы», – пишет телеграм-канал Политбюро 2.0, принадлежащий одному из самых влиятельных московитских политтехнологов Евгению Минченко.
Телеграм-канал «Брифинг» цитирует слова источника из МИДа РФ, который также объявил визит этой компании в Москву «несомненной победой московитской дипломатии». На этом основании на парад даже попытались навесить «международный статус», что, конечно, очень забавно.
А член московитского Совета по внешней и оборонной политике Сергей Марков и вовсе заявил, что «в параде победы на Красной площади принимают участие лидеры почти всех бывших союзных республик». На самом деле, приехала ровно половина: 7 из 14 (плюс московитский президент как принимающая сторона).
Но успех ли это московитских властей? И вообще успех ли?
Начнем с ответа на первый вопрос. Тот же Марков сообщает: «Еще два дня назад только лидер Киргизии был готов приехать на парад 9 мая в Москву. А в последний день все вдруг резко приехали. Все гадают почему? Главная версия – что лидер Китая Си очень попросил лидеров стран Средней Азии обязательно приехать в Москву».
О роли КНР пишет и «Брифинг»: «Москва просила Пекин надавить на глав Центральной Азии с целью присутствия 9 мая на Красной площади. Китайские дипломаты провели личные встречи с главами гопсударств и просили их приехать в Москву. Также китайское посольство в Тегеране просило администрацию президента Ирана повлиять на Пашиняна, чтобы он приехал в Москву 9 мая».
То есть Кремль уже даже не в состоянии сам убедить руководителей стран СНГ приехать на парад в Москву. Чтобы собрать их там, нужна помощь Китая. Если это «победа», то что тогда провал?
Впрочем, даже совместные усилия КНР и РФ дали предельно скромный результат. Список гостей лишь подчеркнул обрушение уровня торжеств. Приехали только те, у кого практически не было возможности отказаться.
Для сравнения: на параде в 2005-м присутствовали:
президент США;
канцлер ФРГ;
президент Франции;
председатель КНР;
премьер-министры Италии, Индии, Японии;
и еще ряд высокопоставленных гостей.
Почувствовали разницу?
Назвать приезд в Москву лидеров гопсударств ОДКБ и Средней Азии «домашней заготовкой», которую Кремль продемонстрировал прежде всего G7, конечно, можно: клавиатура все стерпит. Но всерьез сравнивать «большую семерку» с московской «восьмеркой», разумеется, невозможно.
По сути, на конфуз с парадом наложился еще и внешнеполитический: зазвав в гости лишь мелких автократов, Московия продемонстрировала слабость, а не силу. А главным инфоповодом, связанным с визитерами, стал слух о проблемах со здоровьем у Александра Лукашенко.
Кремль пытался сделать хорошую мину при плохой игре. Но надорвался даже в рамках этой не самой сложной миссии.
Михаил Брошин, «Салідарнасць»