«Речь идет не только о применении коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) на случай вмешательства других государстве извне, но также в случае вмешательства других государств внутри стран ОДКБ», - сказал Александр Лукашенко на встрече с генсеком ОДКБ Николаем Бордюжей в Минске, которая прошла накануне.
Решение о создании КСОР было принято в феврале 2009 года. Их планировалось использовать для «отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций». В состав КСОР вошли воинские подразделения стран-участниц ОДКБ, а также представители МЧС России и российский спецназ МВД.
По словам Лукашенко, это будет значительная поддержка странам ОДКБ. «Конечно, фронтом, войной никто на нас не пойдет, а вот конституционный переворот совершить руки у многих чешутся», - сказал Александр Лукашенко. По его словам, «мы должны защищать целостность и независимость стран ОДКБ», цитирует NEWSru.com.
Между тем у этой идеи уже есть очевидные противники - в частности, лидер Узбекистана Ислам Каримов. В декабре прошлого года на саммите глав государств ОДКБ он отказался подписывать документы, которые узаконивали развертывание КСОР на территории государств-членов организации. По действующему законодательству ОДКБ, все решения принимаются на основе консенсуса, а следовательно, создание КСОР, с формальной точки зрения, являлось и по сей день остается нелегитимным, отмечает «Независимая газета».
В связи с этим Лукашенко неожиданно поднял вопрос о членстве несогласных с общей позицией стран в ОДКБ. «Мы договорились с Россией, что будем действовать консолидированно, в едином ключе, чтобы сохранить организацию», - сказал белорусский лидер. По его словам, «если кто-то не хочет выполнять уставные функции организации, пусть покинет ее и не мешает другим». В постсоветской истории такого еще не было. Наоборот, лидеры ОДКБ зазывали все бывшие республики СССР в эту организацию, отмечает «НГ».
Эксперты считают предложения Лукашенко использовать силы ОДКБ для подавления внутренних восстаний закономерными, но бесперспективными. «Так называемые охлореволюции, которые произошли и происходят в ряде арабских государств, показывают, что без серьезной военной силы выступления мятежников и путчистов трудно подавить. Видимо, руководители и в Москве, и особенно в Минске этим серьезно озабочены. Вот и пытаются запустить маховик, который поможет справиться с отражением внутренних угроз. Под это и готовится новая законодательная база ОДКБ», - считает военный эксперт доктор исторических наук полковник Владимир Попов.
Непосредственного механизма подавления внутренних переворотов силами ОДКБ не знают еще в самой организации. В пресс-службе ОДКБ «Газете.Ru» предпочли не комментировать заявление Лукашенко. Однако источник издания, близкий к организации, полагает, что организация не готова к такого рода вмешательствам, вспоминая, что даже этнический конфликт в Кыргызстане в прошлом году поставил союзников в тупик и решение о вводе миротворческих войск так и не было принято.
Между тем депутат Госдумы, член комитета по делам СНГ Татьяна Москальцова однозначно заявила, что предложение Лукашенко «противоречит целям, уставу и задачам КСОР». «Не устаешь удивляться непоследовательности белорусского президента. В прошлом году он отказался председательствовать в ОДКБ, принял в своем государстве Бакиева (свергнутого президента Киргизии Курманбека Бакиева). Несмотря на общие заявления ОДКБ об агрессии Грузии против Южной Осетии в 2008 году, Лукашенко принимает грузинского президента Михаила Саакашвили», - отмечает Москальцова.
На встрече с генсеком организации Лукашенко также высказал еще одну радикальную идею. Он предложил установить контроль за иностранными военными базами на территории стран-членов ОДКБ: размещать их можно будет только с согласия Совета глав государств организации.
Подобные заявления уже звучали несколько лет назад. Пришедший к власти в 2005 году тогдашний президент Кыргызстана Курманбек Бакиев под давлением ОДКБ и Москвы инициировал в феврале 2009 года денонсацию договора о размещении авиабазы США в бишкекском аэропорте «Манас».
Денонсация произошла, но затем Бакиев подписал с американцами новый договор, в котором вместо слова «база» значился Центр транзитных перевозок (ЦТП) ВВС США. В ходе переворота весной 2010 года Бакиев был свергнут, снова встал вопрос об американской авиабазе. В итоге она так и осталась на территории Кыргызстана.
В целом в военном экспертном сообществе идеи Лукашенко поддерживаются и оцениваются позитивно. Только возникает вопрос: смогут ли руководители ОДКБ свои новые новаторские идеи претворить жизнь и действительно создать защитный механизм от нелегитимной смены власти?