Их собирается провести Межведомственная комиссия по международной торговле (МКМТ) в рамках спецрасследования по импорту нефтепродуктов на местный рынок.
Упомянутые выше сроки – либо ноябрь 2011 года, либо 2012 года – вытекают из особенностей украинского законодательства при проведении спецрасследований. Оно, напомним, было начато Министерством экономического развития и торговли Украины с подачи МКМТ 29 января 2011 года. Согласно Закона Украины от 1998 года «О применении специальных мер относительно импорта в Украину», срок проведения специального расследования не должен превышать 270 дней с даты его возбуждения. Но при чрезвычайных ситуациях он может быть продлен до 330 дней.
Еще одним вариантом может быть продление спецрасследования по истечению любого из этих сроков. Но этот вариант, учитывая складывающуюся сегодня на украинском топливном рынке ситуацию и реакцию на нее местных властей, эксперты считают маловероятным.
Инициатором расследования стали 6 нефтеперерабатывающих заводов Украины, которые связали свои проблемы с падением сбыта и рентабельности и даже остановкой производств с увеличением объемов импортируемых бензинов (А-76/А-80, А-92, А-95), дизтоплива, мазута, печного топлива и дорожного битума.
По данным авторов обращения, импортные нефтепродукты из Беларуси, Румынии, Литвы и Польши в общем объеме потребления на украинском рынке составляют уже около 60%. Импорт достиг этого уровня с 7% в 2004 году. При этом объемы переработки нефти украинских НПЗ уменьшились более чем вдвое — с 22 до 9 миллионов тонн в год (действующие мощности по переработке вообще составляют 30 миллионов тонн нефтяного сырья). По данным Минэнергоугля, мощности украинской нефтепереработки за 1-е полугодие 2011 года были загружены всего на 16, 8%.
Если посмотреть на структуру импортных поставок, то почти 70% из них приходится на продукцию НПЗ стран-участниц Таможенного союза (в первую очередь, Беларусь).
В 2010 году Беларусь экспортировала в Украину нефтепродуктов примерно на 2 миллиарда долларов, что составило 25% от всего объема поставок белорусских нефтепродуктов на внешние рынки. При этом их доля на украинском рынке превысила 20%.
Причем, как отмечали представители украинских НПЗ, эта продукция должна быть заведомо дешевле, так как при ее производстве использовалась дешевая российская нефть, получаемая без уплаты экспортной пошлины. Так, в июле 2011 года преимущество белорусских НПЗ перед украинскими за счет разницы в пошлинах составило 130 долларов на тонне. Поэтому главным требованием по итогам спецрасследования является установление заградительных пошлин на импортные нефтепродукты, чтобы лишить импортеров конкурентного ценового преимущества.
В разрезе отдельных рынков экспорт Беларусью нефтепродуктов за 1-е полугодие 2011 года пока не представлен в открытой статистике. Но в целом в страны СНГ, где Украина является ключевым покупателем белорусских бензинов и дизеля, он вырос и составил 1 266, 5 тысяч тонн.
След Чижа
В июне текущего года Совет делового сотрудничества Украина-Евросоюз (EUUBC) в своем письме, опубликованном во многих украинских и белорусских СМИ, раскрыл еще одну (возможно, альтернативную) схему поставок белорусских нефтепродуктов на украинский рынок. В открытом письме этой структуры на имя первого вице-премьера - министра экономического развития и торговли Украины Андрея Клюева главным белорусским нефтетрейдером в Украине назван основной владелец ГК «Трайпл» Юрий Чиж. Заметим, что эта схема начала действовать сразу после начала расследования Минэкономразвития и торговли.
"В феврале 2011 года белорусская компания "Трайпл" начала поставлять, так называемое, "биотопливо" в Украину. Несмотря на то, что данное топливо содержит менее 0,2% био-компонента, оно нестабильно при низких температурах и не полностью отвечает всем требованиям качества", - говорилось в письме. В нем подчеркивалось, что топливо, поставляемое "Трайпл", имеет значительное экономическое преимущество перед продукцией украинских и европейских НПЗ за счет освобождения от экспортной пошлины.
"В данной ситуации производители топлива из Беларуси недобросовестно пользуются конкурентным преимуществом в 244,6 доллара на тонне в дополнение к преимуществу в 160 долларов на тонне при покупке сырой российской нефти", - отмечали представители EUUBC.
Любопытно, что, по данным EUUBC, с начала 2011 года (то есть, уже с начала спецрасследования), в Украину было ввезено 70 тысяч тонн биотоплива производства компании "Трайпл", что составляет 20% общего импорта нефтепродуктов в страну. А всего, согласно оценкам EUUBC, в течение первого квартала 2011 года 45% всего проданного в Украине топлива было ввезено из Беларуси и России, в то время как доля европейских нефтепродуктов на рынке составила 9%.
"Доля ЕС, как и национальных производителей в Украине, продолжает сокращаться... Если эта опасная тенденция сохранится, Украина может вскоре стать зависимой от импортируемых нефтепродуктов в той же, или большей степени, в которой страна зависит от поставляемой из-за рубежа нефти и газа", - говорилось в письме.
Интересно, что представители «Трайпл» в отличие от государственного трейдера Белорусской нефтяной компании, яростно вступившего в полемику с украинскими «обвинителями» по своей части вопроса, промолчали на это заявление EUUBC.
Между тем, «Трайпл» действительно с 2008 года активно развивает биотопливное направление. Занимается им одна из структур, входящая в нефтегазовый дивизион многопрофильного холдинга – компания «Неонафта». Еще интересней, что основная производственная площадка этого проекта расположена даже не в Беларуси, а в Латвии – в Даугавпилсе. В 2008 году Юрий Чиж приобрел 80% долю в остановившемся к тому времени одном из семи латвийских биотопливных заводиков – Mamas D. Совладельцем еще 20% доли предприятия называется местный бизнесмен Александрс Граховскис. В итоге белорусский олигарх, смешивая производимое в Даугавпилсе из местного или белорусского рапса биотопливо с дешевым белорусским дизелем, не без проблем, но «поднял» завод на ноги.
Первоначально биодизель реализовывался в Латвии, где использование биотоплива стимулируется законами Евросоюза. Но емкость украинского топливного рынка, особенно в нынешней ситуации, это отличная возможность получить упомянутые недавно белорусским президентом Лукашенко «сверхдоходы». Для себя, в первую очередь и, если прикажут, для государства.