27 августа при пересечении беларусско-литовской границы белорусские пограничники сообщили Юрию Джибладзе о том, что ему «запрещен въезд в Республику Беларусь».
О запрете на въезд члену Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, президенту Центра развития демократии и прав человека сообщили сотрудники белорусского Пограничного комитета, при этом не предоставили никаких письменных постановлений, не сделали отметок в паспорте. Этот инцидент произошел на пункте пограничного пропуска «Гудагай». Правозащитник направлялся на поезде в Вильнюс на координационную встречу представителей Комитета международного контроля за ситуацией с правами человека в Беларуси. Накануне Юрий проводил в Минске встречи с представителями белорусского гражданского общества. Джиблдазе активно работает в Комитете международного контроля по нескольким направлениям.
Поезд был задержан на границе на полчаса. Пограничники сообщили начальству по рации о том, что на пассажира имеется «ориентировка», после чего паспорт Джибладзе был унесен в здание пограничного пункта со словами «сейчас мы будем с вами разбираться». Российского правозащитника подробно расспрашивали о том, когда и откуда он прибыл в Беларусь, и провели тщательный повторный досмотр его личных вещей. «Они заметно нервничали», – рассказал Юрий Джибладзе.
«Возможно, меня вообще не должны были пускать в страну, и, обнаружив, что, я въехал из России и спокойно пробыл в Минске два дня, пограничники опасались нагоняя от высокого начальства». Не найдя никакого «компромата», пограничники объявили о включении Джибладзе в «черный список», отказавшись сообщить ему о том, когда было принято решение о запрете на въезд и на какой срок.
Ранее 4 мая Юрий Джибладзе задерживался в Минске сотрудниками правоохранительных органов. Он должен был выступать на пресс-конференции в Правозащитном центре «Вясна» с презентацией доклада Комитета международного контроля с правовым анализом событий 19 декабря. Тогда после пребывания в отделении милиции российский правозащитник был отпущен, хотя несколько задержанных вместе с ним коллег из России и Украины получили уведомление о необходимости покинуть страну в 24 часа и запрете на въезд в течение двух лет. Вероятно, что решение о запрете на въезд члена российского Президентского Совета в Беларусь было принято еще тогда, однако по политическим соображениям его не обнародовали.
«Для меня очевидно, что запрет въезда напрямую связан с моей законной профессиональной правозащитной деятельностью. Я понимаю, что государства оставляют за собой право не пускать людей на свою территорию по соображениям безопасности. Но в Беларуси этот механизм абсолютно непрозрачен – непонятно, кто принимает решение и как его оспаривать, что противоречит нормам международного права. Учитывая, что пограничного контроля между Россией и Беларусью нет, российские граждане, внесенные в запретные списки, но не знающие об этом, фактически подпадают под санкции Уголовного кодекса в случае приезда в страну. А в общем, у Беларуси есть обязательства в рамках ООН и ОБСЕ по поощрению и защите деятельности правозащитников, а потому запрещать им въезд – прямое нарушение международных норм и верх цинизма», – комментирует сложившуюся ситуацию сам Юрий Джибладзе.
С начала 2011 года Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека неоднократно выражал свою обеспокоенность по поводу ситуации с правами человека в Беларуси, в частности, в феврале – в заявлении о нарушении прав человека в стране после президентских выборов и в марте – в связи с повторяющимися случаями выдворения российских правозащитников и гражданских активистов, осуществляющих правозащитную деятельность на территории Республики Беларусь. В начале августа председатель Совета Михаил Федотов заявил, что проблема существования в Беларуси «черных списков», в которые попадают российские правозащитники, будет являться одной из приоритетных тем работы совместной контактной группы по развитию гражданского общества в РФ и Беларуси, в состав которой также входит Юрий Джибладзе.
Начиная с марта 2011 года еще 10 человек – граждан России и Украины, участвующих в работе Комитета, включая руководителя его Международной наблюдательной миссии, директора по развитию Московской Хельсинкской группы Андрея Юрова, были выдворены из Беларуси либо не допущены в неё, получив запрет на въезд в страну на несколько лет. Почти все запросы в МИД РБ по данному вопрос остались без ответа с белорусской стороны.
«Власти Республики Беларусь в вопросах запрета въезда перешагнули все рамки. Очевидно, что они видят угрозу в международном контроле за состоянием прав человека в своей стране. Для представителей российских властей должно быть ясно, что уже не идет никакой речи о добрососедских отношениях, когда запрещают въезд члену Президентского Совета РФ. Сама ситуация абсурдна, поскольку РФ и Республика Беларусь формально входят в так называемое «союзное государство». Из этого следует, что и юридически, и фактически границы между Беларусью и Россией нет, есть лишь воображаемая линия на карте», - считает Андрей Юров.
По возвращению в Москву Юрий Джибладзе заявил, что будет делать официальный запрос властям Республики Беларусь с требованием предоставить информацию о причинах запрета на въезд и обжалованием этого решения и рассчитывает на соответствующую реакцию российского МИДа.