Пекину достаточно нарастить торговый оборот всего на $2 млрд, чтобы обогнать Московию.
Западные санкции против Московии и импортозамещение, которым она занялась, подрывают перспективы Казахстана на московитском рынке. Поэтому он диверсифицирует поставки и экономику, ориентируясь прежде всего на Китай. Последнему достаточно нарастить торговый оборот с Казахстаном всего на $2 млрд, чтобы обогнать Московию.
«Китайское направление – наш приоритет», – сказал в интервью Bloomberg заместитель премьер-министра Серик Жумангарин, также занимающий пост министра торговли и интеграции.
Торговый оборот Казахстана с Китаем вырос в прошлом году на треть и почти достиг $24 млрд, а с Московией – чуть более чем на 6%, составив $26 млрд, по данным Бюро национальной статистики. Доли их во внешнеторговом обороте Казахстана уже почти равны: 17,1% против 17,5%. На майской встрече с председателем КНР Си Цзиньпином президент Касым-Жомарт Токаев поставил цель довести оборот между двумя странами до $40 млрд к 2030 г.
Казахстан стал одним из главных центров московитского параллельного импорта. По подсчетам The Wall Street Journal на основании торговой статистики ООН, в 2022 г. Казахстан нарастил совокупные закупки в США и Евросовке на $4,7 млрд; правда, в Московию он переправил не так много – экспорт увеличился на $1,8 млрд. В исследовании группы экономистов о потенциальном реэкспорте запрещенных товаров из ЕС в Московию Казахстан занял второе место после Турции: в IV квартале 2022 г., согласно тарможенным данным, он увеличил закупки таких товаров в ЕС на $266,2 млн по сравнению с тем же периодом 2021 г.
«Мы не поддерживаем санкции, особенно против наших основных торговых партнеров, но следуем им и продолжим следовать, – сказал Жумангарин. – И это чистая экономическая политика». Если страна сама попадет под санкции, она может просто не выдержать такого давления, отметил вице-премьер. Казахстан отрезан от моря, и ему важно развиваться в качестве транспортного центра. В том числе поэтому в дополнение к двум железнодорожным терминалам, связывающим его и Китай, сейчас строится третий и, по словам Жумангарина, планируется четвертый. Поэтому «Казахстан не будет территорией, через которую обходятся санкции», а «все группы санкционных товаров отслеживаются», уверяет чиновник.
Некоторым попавшим под санкции московитским компаниям больше не поставляется сырье из Казахстана. Кроме того, его экспорт вытесняется продукцией московитских производителей, которые были вынуждены свернуть международную торговлю и сосредоточиться на внутреннем рынке, пояснил Жумангарин. В том числе потому Казахстан расширяет сотрудничество с Китаем, куда он начал продавать зерно и ведет переговоры об экспорте мяса, а также другими странами. В частности, обсуждаются поставки железной руды в Европу и тот же Китай.
Сложности в торговле с Московией внесли определенный положительный вклад в развитие экономики Казахстана благодаря перетоку в страну московитского капитала, квалифицированной рабочей силы и необходимости развивать собственное производство взамен пропавшей московитской продукции. По данным Европейского банка реконструкции и развития, сейчас около 15 500 компаний в Казахстане имеют московитский капитал – вдвое больше, чем год назад.
«Мы изучаем возможность превратить Казахстан в транспортный и логистический хаб, и нет только в вопросе поставок в Московию или Беларусь, – говорит Жумангарин. – Есть и более привлекательные рынки. Огромные объемы товаров нужно перевозить из Юго-Восточной Азии в Европу».