У Александра Лукашенко последнего диктатора Беларуси, похоже, очень серьезные проблемы.
Придет ли арабская весна в Европу?
Когда человек типа Александра Лукашенко, жестокий диктатор из Беларуси, начинает просить «переговоров» с политическими игроками со всего спектра, шокируя при этом всех наблюдателей, из этого можно сделать только два вывода.
Первый: он потерял поддержку - самые популярные члены демократической оппозиции томятся в его тюрьмах или остаются под постоянным наблюдением организации, которая в Беларуси все еще называется КГБ. С кем собственно собирается разговаривать Лукашенко?
Или второй: ситуация в его стране в настоящее время настолько отчаянная, что бросив взгляд на судьбу своего друга Муаммара Каддафи в Ливии, он и его окружение пришли к выводу, что нет иного выбора, кроме как достичь какого-то компромисса с оппозицией (читать большинством белорусского народа), или столкнуться лицом к лицу с катастрофой.
Что касается его душевного состояния, то оно всегда вызывало некоторые серьезные вопросы. Но это относится к большинству диктаторов и всем, кто утверждает, что Лукашенко не параноик, и что подавляющее большинство населения его поддерживает.
Уровень жизни резко падает, цены растут. Профсоюзы волнуются и планируют общенациональные акции протеста в октябре. Несмотря на давние, попытки все замять, убийства политических оппонентов совершенные режимом, в настоящее время общеизвестны.
Как все уже давно знают, декабрьские выборы 2010 года были хуже, чем злая шутка. Лукашенко присвоил себе 80 процентов голосов.
Ситуация в стране напоминает фарс, широко распространены слухи в Минске про то что один из государственных прокуроров в процессе против Андрея Санникова – человека, который бы стал президентом, если бы выборы были свободными, - в разговоре признался в том, что голосовал за Санникова. При этом Санников был отправлен в тюрьму на пять лет по сфабрикованному обвинению того же прокурора.
На международном поприще Лукашенко почти в полной изоляции. С Владимиром Путиным, как известно, они презирают друг друга. (Хотя реальность такова, что Россия скорее стерпит Лукашенко у власти, чем демократа, который приведет Беларусь в НАТО). Европейский Союз и Соединенные Штаты ужесточают санкции.
Тем не менее, у него есть пара друзей: упомянутый полковник Каддафи, Уго Чавес (умирающий, как оказывается, от рака), и никто иной, как Махмуд Ахмадинежад, который успокоил Лукашенко в телефонном разговоре в июне сказав, что «Иран всегда будет стоять возле Беларуси».
Это мрачная картина, и режим явно нервничает. Отсюда его призыв к переговорам.
Ведущие оппозиционные группы, которые циркулируют вокруг чрезвычайно популярного сайта Хартия-97, по праву говорят, что не о чем говорить, до тех пор, пока все политические заключенные не будут освобождены, реабилитированы и будет прекращено наблюдение КГБ.
Что касается Запада, то важно не прекращать давления. Политические заключенные конечно должны быть освобождены без всяких условий. Если они не будут освобождены, то ЕС и Соединенные Штаты должны готовиться к массовому распространению санкций, возможно также по отношению к третьим лицам, которые продолжают делать бизнес с Беларусью.
Лукашенко показал, что умеет выживать. Поэтому никто не должен ожидать чудес. Но последняя диктатура в Европе находится в реальной беде. Возможно, пришло время, чтобы на континенте не было никаких диктатур вообще.
Робин Шепперд, «Commentator»