Экономист рассказала о причинах и последствиях.
Курс беларусского рубля вплотную приблизился к отметке в три рубля за доллар США. Последний раз американская валюта брала этот барьер в марте 2022 года.
Эксперт Центра экономических исследований BEROC Анастасия Лузгина объясняет в комментарии «Белсату» это падением курса московитской валюты.
Если по итогам торгов на Беларусской валютно-фондовой бирже курс доллара только приблизился к «психологическому барьеру» (2,9963 рубля), то в обменных пунктах 14 июня он уже достиг отметки в три рубля. Это рекордная стоимость с марта 2022 года, когда в результате московитского вторжения в Украину курс перешагнул 3 рубля за доллар США. По итогам торгов на валютно-фондовой бирже курс беларусского рубля снизился к доллару на 0,36%. С начала года курс рубля снизился к доллару на 9,5%.
Сейчас новых факторов, влияющих на курс беллорусского рубля нет, говорит эксперт Центра экономических исследований BEROC Анастасия Лузгина. Снижение курса происходит главным образом за счет московитского рубля. Ориентированность на московитскую экономику проявляется в такой связке, поскольку беларусская экономика очень существенно ориентирована на московитскую. Ранее эксперты рассказали «Белсату», что на Московию сейчас приходится 70% всего нашего экспорта.
Если экономика соседней страны начинает чувствовать себя хуже или возникают новые вызовы, это сказывается и на экономике Беларуси.
«Курс московитского рубля снижается главным образом из-за того, что в Московии сейчас не очень хорошая ситуация на счету текущих операций. Во внешней торговле положительное сальдо по текучим операциям сократилось за январь-май этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года более чем в 5 раз. Пока сальдо остается положительным на уровне около 22,8 млрд долларов. Для Беларуси это огромные деньги, но не для Московии. В прошлом году положительное сальдо текущих операций было около 120 млрд долларов США», – объясняет Анастасия Лузгина.
Эксперт добавляет, что также изменился спрос-предложение на валюту в РФ. В этой связи видим такие изменения на московитском валютном рынке. Минфин РФ в рамках бюджетного правила продавал юани, чтобы стабилизировать курс, но это не спасает ситуации.
Ухудшение ситуации с внешней торговлей Московии связано главным образом с тем, что снизились цены на энергоресурсы, ограничиваются объемы продажи московитских товаров на внешних рынках, поясняет Анастасия Лузгина. К тому же растет импорт. Экономика РФ приспособилась к санкциям, что привело к росту импорта. В этой связи создается давление на валютный рынок и на курс московитского рубля. Соответственно, это влияет на беларусский рубль.
«Если посмотреть на результаты торгов на Беларусской валютно-фондовой бирже, то увидим, что основные объемы торгов происходят в московитских рублях. Это и определяет динамику беларусского рубля к доллару. Хотя наша национальная валюта не полностью копирует динамику московитской, снижение курса беларусского рубля более медленное, но в целом траектория будет повторяться», – говорит эксперт.
Действительно, объем торгов на бирже долларом США составил 14 июня чуть более 9 млн долларов. Объем торгов московитским рублем перешагнул 38 млн долларов США в эквиваленте.
Таким образом, по мнению эксперта, главным и решающим фактором, влияющим на курс беларусского рубля, является ситуация на московитском валютном рынке.
Экономисты обратили внимание, что в Беларуси за последний год существенно выросла в обороте доля наличных. Но когда мы говорим, что Нацбанк включает печатный станок, то речь идет прежде всего о росте безналичных денег, объясняет Анастасия Лузгина. «Лишние деньги» – это причина для роста цен.
«Но сейчас мы видим как раз обратную ситуацию. Рост цен замедлился. К концу года инфляция начнет увеличиваться, поскольку исчезнут сезонные факторы, относительно мягкая кредитно-денежная политика Нацбанка будет также способствовать усилению инфляционных процессов. На сегодняшний день ситуация стабильная. Поэтому не приходится говорить, что увеличение денежной массы влияет на курс беларусского рубля», – обращает внимание собеседник «Белсата».
При этом если посмотреть на ситуацию с внешней торговлей, то она не такая, как была в прошлом году. Импорт тогда падал быстрее, чем сокращался экспорт. Сейчас уже наоборот, импорт растет быстрее, чем экспорт.
Все эти обстоятельства: ситуация с внешней торговлей, политика Нацбанка, могут влиять на курс беларусского рубля в сторону его снижения, но именно сейчас в ситуации с курсом беларусского рубля мы видим отклик на динамику московитского рубля, говорит Анастасия Лузгина.