Председатель оргкомитета Белорусской социал-демократической партии «Свобода» Сергей Скребец собирается принимать участие в голодовке в поддержку Николая Автуховича, несмотря на то, что до сих пор не оправился от предыдущей.
Сергей Скребец - общественный редактор «Радыё Свабода» этой недели, он является депутатом «палаты представителей» «национального собрания» Беларуси второго созыва, возглавлял оппозиционную депутатскую группу «Рэспубліка». Дважды участвовал в коллективных голодовках – летом 2004 года таким образом он протестовал против отказа руководства «палаты» вынести на рассмотрение поправки в избирательное законодательство, а весной прошлого года – поддерживал политзаключенных в белорусских тюрьмах.
После задержания в мае 2005 года Скребца обвинили в выманивании кредитов и приговорили к двум с половиной годам тюремного заключения. Независимые аналитики и правозащитники назвали этот приговор политически мотивированным. В знак протеста против выдвинутых обвинений Скребец провел четыре голодовки, одна из которых длилась 40 дней. Через полтора года заключения он вышел на свободу.
«10 марта прошлого года я со своим братом Александром начал бессрочную голодовку для того, чтобы мировая общественность обратила внимание на то, что в белорусских тюрьмах по-прежнему остаются политзаключенные. Тогда мы требовали освободить Козулина, Кима и Парсюкевича», - вспоминает политик.
Он отмечает, что теперь эти люди на свободе - однако их места заняли новые политзаключенные.
«И один из них – Николай Автухович – вот уже третью неделю голодает, борясь таким образом за сваю свободу. Тогда, год назад, он решительно поддержал нашу голодовку. Теперь проводит акцию в одиночестве. К сожалению, никакой заметной, значительной реакции общества Беларуси на это не видно.
Можно назвать тысячи причин, которые это объясняют. Например, мировой кризис. Люди запуганы и боятся потерять работу. Например, страх за своих близких. Что их тоже начнут прессовать, как когда-то моих родных, белорусские спецслужбы. Или слышишь: так, мол, ничего не изменишь – всё равно Автухович будет сидеть, а Лукашенко – править вечно. А в самом деле настоящая причина тут в другом – в равнодушии: моя хата с краю, меня это не касается…», - отмечает Сергей Скребец.
И вот тут – ошибка общественности, уверен оппозиционер, ведь жертвой режима может стать каждый.
«В тоталитарном обществе действуют совсем другие законы. В результате когда-нибудь судебный исполнитель постучит в вашу дверь. Очередь дойдет до всех. Недаром Дзержинский говорил: «То, что вы не сидите – не ваша заслуга. Это – наша недоработка»…
Страшно, конечно, и то, что сегодня - не первая голодовка Автуховича. В тюремных условиях каждая последующая такая акция проходит с более тяжелыми последствиями для организма. Жуткая токсикация начинается уже с первой недели голодовки. И состояние такое, будто ты голодаешь уже больше месяца. Требуется невероятное мужество и сила духа, чтобы держаться в таких условиях», - говорит председатель оргкомитета Белорусской Социал-демократической партии «Свобода».
«Мне сложно сейчас что-либо посоветовать Николаю, поскольку это его выбор. Я могу пожелать только мужества и стойкости. Ну, а нашему белорусскому болоту в виде своеобразного острова гражданского общества можно только посочувствовать. Теоретически судьба Яны Поляковой ожидает каждого из нас, если мы не преодолеем в себе страх и не будем открыто противостоять действующему режиму.
Добавлю: если всё же в стране снова начнется цепная голодовка в поддержку Николая Автуховича, то я буду среди ее участников. Несмотря на то, что до сих пор не оправился от последней …», - подчеркивает Сергей Скребец.
Напомним, сегодня известные политические и общественные деятели объявили голодовку в поддержку активистов предпринимательского движения из Волковыска Николая Автуховича, Юрия Леонова и Владимира Осипенко, которые были задержаны 8 февраля 2009 года и удерживаются в минском СИЗО №1. 16 апреля Автухович объявил бессрочную голодовку.
Правозащитники считают задержанных политическими заключенными, обращая внимание на то, что Николай Автухович и Юрий Леонов ранее уже были судимы, и тогда международная общественность признала их узниками совести.