Банки утратили возможность обменивать купюры на новые.
Ввоз наличных евро в Беларусь свелся практически к нулю в 2023-м из-за санкций и других ограничений. При этом банки оперируют только той наличной валютой, которая попадает в оборот из личных запасов беларусов. Специально для Myfin.by финансовый аналитик Вадим Иосуб рассказал, могут ли действующие ограничения привести к дефициту евро в банках и к росту курса на наличную валюту в обменниках.
По мнению эксперта, значительного дефицита на наличный евро не предвидится.
— Одновременно с ограничениями и снижением предложения падает и спрос. Также можно вспомнить, что традиционно беларусы сберегают средства в большей степени в долларах.
Основной спрос на наличный евро был связан с туристическими поездками в еврозону. Сейчас число таких поездок сильно сократилось, в том числе сложнее получать визы, и ограничено транспортное сообщение, прежде всего авиасообщение. Так что спрос на наличный евро значительно упал вместе с предложением.
— Можно заметить, этой ситуации с евро два года. А невозможности купить евро не возникло. Не будет дефицита и в дальнейшем.
Может ли подскочить курс?
Что касается курса, то при отсутствии дефицита евро он не будет сильно расти, подчеркнул Вадим Иосуб.
— Второй момент — у нас много лет в курсообразовании наличной валюты действует негласная рекомендация Нацбанка держать курс в определенном диапазоне от официального — не более 2%. Я думаю, что рекомендации действуют и до сих пор, и вряд ли курс наличных евро в банках уйдет в большой отрыв от официального курса.
Где банки берут наличные евро?
Финансовый аналитик предполагает, что банки работают с оборота — продают валюту, которую им же сдали другие граждане.
— Опять же, если допустить снижение спроса, то небольшие партии идут через Московию и другие дружеские страны. Самолет с евро не завезешь, но какие-то ручейки текут.
Что будет с изношенными купюрами?
С изношенными купюрами ситуация более сложная. Банки фактически потеряли возможность их обменивать на новые.
— Раньше испорченные купюры банки принимали инкассо и меняли в корреспондентских европейских банках на новые. Сейчас это затруднено, так что мало кто из банков будет брать изношенные купюры. За все банки я говорить не готов.