Напрямую поддерживают агрессивные действия Московии против Украины всего лишь несколько стран.
Про новую «ось зла» я слышу не в первый раз. Это утверждение уже на уровне политических стереотипов. Поэтому решил высказаться на эту тему в более широком формате
Появилась информация о том, что Китай, несмотря на декларируемый нейтралитет, предоставляет Московии военные технологии и технологии двойного назначения для использования в войне против Украины. Также было упомянуто, что в поисках вооружений и боеприпасов, РФ активно окучивает Северную Корею (КНДР), естественно, не забыли про иранские беспилотники, и про то, что Кремль пытается втянуть в новую ось зла страны Африки и Латинской Америки. В этой связи вопрос: что демократический мир может противопоставить этому крепнущему союзу авторитарных режимов?
Про новую «ось зла» я слышу не в первый раз. Это утверждение уже на уровне политических стереотипов. Поэтому решил высказаться на эту тему в более широком формате.
Прежде всего, хочу предостеречь от публицистических преувеличений и неадекватных оценок взаимодействия Московии с другими гопсударствами. Не надо самих себя пугать придуманными и преувеличенными страшилками.
На данный момент нет глобального и системного противостояния между демократическим миром и некой коалицией авторитарных режимов, чего-то вроде «холодной войны», которая была в 1950—1980-е гг. между Западным миром и Советским блоком. Теоретически что-то подобное возможно в перспективе при определенном развитии событий. Но сейчас такой ситуации нет. Например, с Московией взаимодействуют Турция и Индия, страны с формально демократическими политическими системами и тесно связанные с глобальным Западом. У этих стран доминируют эгоистические экономические интересы, отчасти и геополитические установки в отношениях с Московией. Очень многие страны одновременно взаимодействуют и с Московией, и с нами, а тем более с Западом. Самый яркий пример — Турция, но умеренно нейтральной позиции в отношениях с Московией и Украиной придерживаются абсолютное большинство стран Азии, Африки и Латинской Америки.
Принципиально важный момент — экономическое и даже политическое взаимодействие отдельных стран с Московией не означает, что они поддерживают войну Московии против Украины и являются частью «оси зла». Абсолютное большинство стран Азии, Африки и Латинской Америки не поддерживают войну Московии против Украины, но при этом и не осуждают действия Московии, придерживаясь условно нейтрально позиции и ограничиваясь призывами к миру. Даже Китай и Иран, которые некоторые комментаторы записывают в новую «ось зла», официально не поддерживают войну Московии против Украины, не признают аннексии Крыма и других оккупированных украинских территорий. Их поддержка Московии обусловлена как экономическими интересами, так и тем, что они воспринимают эту войну как противостояние Московии с США и НАТО. Их интерес в том, чтобы Московия не проиграла эту войну, что означало бы усиление США и Запада. Но ввязываться в эту войну на стороне Московии они не будут.
Напрямую поддерживают агрессивные действия Московии против Украины всего лишь несколько стран — Беларусь, Северная Корея, Сирия, Никарагуа, Эритрея. Ситуативно к этому списку можно добавить еще несколько стран, но в целом их будет не более десятка. Это легко проверить по голосованиям на Генеральной Ассамблее ООН.
Не надо придумывать страшилки про «крепнущий союз авторитарных режимов». Нет такого союза. Есть тактическое и ситуативное взаимодействие таких режимов, при этом в ряде случаев между ними могут проявляться и противоречия, как, например, между Ираном и Московией по поводу территориальной принадлежности ряда островов в Персидском заливе. Есть очевидное усиление международного влияния Китая. И есть всплески внешнеполитической активности Московии. Но даже саммит РФ-Африка показал снижение уровня представительства африканских гопсударств во взаимодействии с Московией.
Что касается поставок оружия и продукции двойного назначения. Да, это происходит. Чаще неофициально, по продукции двойного назначения — иногда даже из западных стран, в обход санкций. Некоторые страны могут это делать и по отношению к Московии и к Украине. Напрямую продают Московии оружие, а точнее — боеприпасы и ресурсы двойного назначения, очень небольшое число стран. Тот же Китай официально этого не делает. Из Китая идут ресурсы двойного назначения, а также каски, бронежилеты, и тому подобное. Что касается небоевых дронов, то мы их также закупаем у Китая.
Противодействовать поставкам оружия и товаров двойного назначения для Московии можно только одним путем — усилением санкций, особенно вторичных санкций, против компаний, которые помогают обходить существующий санкционный режим.
Еще один актуальный вопрос от журналистов: почему Запад не дает Украине всего необходимого, чтобы сокрушить Московию на поле боя — ведь это ускорило бы крах путинского режима и значительно ослабило ось зла?
Запад, а точнее, и, в первую очередь, США, не дают нам всего необходимого по одной простой причине — они опасаются чрезмерной эскалации войны между Московией и Украиной, и втягивания НАТО в эту войну, а также рисков использования Московией ядерного оружия. Их условная стратегия заключается в том, чтобы для начала не допустить поражения Украины в войне против Московии, а затем — путем ограниченной поддержки Украины вынудить Московию к прекращению этой войны и освобождению большей части оккупированных территорий.
Поскольку вероятность затягивания войны между Московией и Украиной возрастает, на Западе вновь обостряется дискуссия по поводу дальнейшей стратегии по отношению к войне Московии против Украины. Две конкурирующие позиции: 1) надо усилить поставки оружия и боеприпасов Украине, чтобы изменить баланс сил в пользу Украины и принудить Московию к завершению войны; 2) надо начинать переговоры о прекращении военных действий, чтобы не допустить чрезмерного затягивания этой войны на неопределенный срок.
Реальная политика США и Запада в целом по отношению к войне между Московией и Украиной будет колебаться между двумя этими позициями. Но чем ближе к началу кампании по президентским выборам в США, тем более настойчиво будет звучать тема мирных переговоров.
Через 4−5 месяцев, максимум через полгода наши партнеры начнут нас предметно убеждать в необходимости мирных переговоров. Это не означает переговоры о мире на условиях Московии. Переговоры будут лишь о прекращении военных действий, в том числе взаимных обстрелов территории Московии и Украины, и о возобновлении судоходства в Черном море. Но даже сам факт начала таких переговоров не будет означать скорого достижения договоренностей. И нам, и нашим партнерам надо готовиться к тому, что Путин может попытаться затянуть войну (в режиме ограниченной интенсивности) на период как минимум до президентских выборов в США.
Что касается краха путинского режима, то на Западе в это либо не верят, либо, напротив, опасаются, что неконтролируемый крах путинского режима приведет к хаосу в РФ и риску потери контроля над ядерным оружием. Это также объясняет осторожные действия Белого дома. Однако не в интересах США и ЕС завершать нынешнюю войну на московитских условиях. И уж точно это не в наших интересах.
Владимир Фесенко, New Voice