Масштабное производство иранских дронов создать не выйдет.
Глава Минобороны Беларуси Виктоp Хренин находился с визитом в Иране. Американский Институт изучения войны (ISW) считает, что беларусский министр мог договариваться о создании производства дронов «Шахед» на территории Беларуси.
Может ли Тегеран пойти на такой шаг? С таким вопросом сайт Charter97 обратился к известному украинскому военно-политическому обозревателю Александру Коваленко:
— Действительно, в последнее время наблюдается сближение режима Лукашенко с Ираном. Однако я смотрю со скепсисом на то, что это будет какое-то масштабное военно-техническое сотрудничество.
Рассмотрим историю с «Шахедами». В Иране сейчас производство дронов-камикадзе «Шахед» поставлено на поток исключительно для обеспечения нужд Московии. Сама же Московия заинтересована в строительстве на своей территории завода по производству «Шахедов». По некоторой информации, процесс строительства завода идет уже полным ходом.
Самое интересное, что Иран в настоящее время производит дроны-камикадзе «Шахед-136» в количестве около 100 единиц в месяц. При этом в 2022-ом году производство для внутренних нужд в среднем составляло 50 единиц в месяц.
Когда же появились заказы, то они постарались увеличить линии производства. И увеличили, как мы видим, в два раза.
— Почему они не производят сейчас сотни или даже тысячи дронов в месяц?
— Дело в том, что производство «Шахед-136» — не замкнутый внутренний цикл иранского военно-промышленного комплекса. В состав «Шахедов» входит большое количество иностранных комплектующих (элементов и запчастей), которые поставляются контрабандой. Подчеркну, все производство зависит исключительно от контрабанды.
Именно эта зависимость не дает возможности иранскому производству глобально нарастить производство этих дронов-камикадзе.
Когда же в Московии откроется такой завод (а он так или иначе в какой-то момент заработает), то РФ часть этой контрабанды будет перетягивать на себя по одной простой причине — поставщик-то один.
Если бы были разные поставщики, то Иран бы получал от них большее количество комплектующих. По итогу Ирану придется этот контрабандный рынок делить с РФ.
И тут на арене появляется, предположим, третий игрок — Беларусь. Производство начинается там. Не думаю, что Беларусь в данном случае будет иметь превалирующее значение в поставках этой контрабанды. Скорее всего, она будет как раз третья — в хвосте.
Следовательно, серийное, большое количество «Шахед-136» производить они не смогут. Если же и смогут, то это будет мелкосерийное производство, значительно уступающее московитским и иранским масштабам.
Поэтому вероятность есть, но какой-либо серьезной, масштабной угрозы, что там будет рой дронов-камикадзе, я не вижу.
— Лукашенко таким заводом серьезно подставит Беларусь. Ведь производство станет целью для ВСУ.
— Лукашенко самим своим существованием подставляет Беларусь. Все остальное — уже сопутствующее.