Планы для чиновника - святое.
Даже когда сама жизнь вносит в них коррективы, чиновник до последней возможности будет стараться действовать строго по бумажке. Да что там жизнь - и смерть "бумажным важным людям" абсолютно не указ, пишет блогер chudentsov.livejournal.com.
Вот и проведение 10 сентября Дня города в Минске запланировали заранее. Провели тендеры на украшение улиц и печать плакатов, развесили разноцветные флажки и утвердили во всех инстанциях списки идеологически благонадёжных музыкантов, которым предстояло развлекать почтеннейшую публику, распределили по точкам и зонам ответственности отряды спецназа и заправили соляркой автозаки на случай чего-нибудь неразрешённого.
А в вузах и ПТУ за пару дней до официозного праздника, как всегда, утвердили разнарядки: кто понесёт красно зелёные флаги БРСМ, а кто будет изображать массовость и корчить на лицах радость.
Однако за два дня до праздника из Ярославля пришло трагическое известие: в авиакатастрофе погибла хоккейная команда "Локомотив", в которой играли двое великих белорусских хоккеистов Руслан Салей и Сергей Остапчук. В любой нормальной стране после такого праздник бы просто отменили.
Но это - в нормальной.
В Беларуси предпочли совместить несовместимое - "уплочено" же...
"Уплочено" и за флажки, и за выступления попсовых артистов, и за солярку для автозаков. Каким-то чудом у чиновников хватило мозгов исключить из списка праздничных мероприятий хотя бы столичный парк им. Горького, на ледовой арене которого проходила церемония прощания с защитником российского клуба "Локомотив" и Национальной сборной Беларуси Русланом Салеем.
Надо заметить, на траурную церемонию никто по разнарядке на загонял. Люди шли отдать дань памяти великому хоккеисту по зову сердца. И пришло их много: очередь ко входу в крытый каток начиналась от самого моста через Свислочь, а в её хвост постоянно становились всё новые и новые люди.
Интересно, что среди пришедших можно было заметить людей самых разных возрастов. И взрослые мужчины, с трудом сдерживавшие слёзы, и пенсинеры, и дети... Из разговоров с пришедшими было понятно, что среди них не только минчане, но и жители белорусских регионов, специально ради этого приехавшие в столицу.
Закрытый гроб с телом покойного хоккеиста находился в холле ледовой арены. У главного входа дежурил почётный караул из военных. Люди, отстояв в очереди, возлагали к гробу Руслана Салея живые цветы и спокойно расходились по домам. Часть из них позднее приняла участие и в церемонии похорон, которые состоялись вечером на Московском кладбище белорусской столицы.
Пока одни горевали, другие - вовсю праздновали. Во всяком случае - пытались. Собственно, празднующих День города на всей площадке у Дворца спорта мне удалось увидеть не более 2-3 тысяч человек. На общем плане отлично видно, что людей здесь в День города не намного больше, чем в любой обычный выходной.
Но даже этим отважным людям, чтобы попасть на не такой уж и желанный праздник по разнарядке, пришлось пройти самый тщательный милицейский контроль. У людей досматривали сумки, ощупывали одежду, проверяли металлоискателем... А в довершение всего - каждого входящего в зону милицейского оцепления скрупулёзно снимали на видео.
Понятно, что поучаствовать в этой замечательной и жизнеутверждающей дискотеке в концлагере желающих нашлось немного. Да и тех всё больше приводили строем - как, например, курсантов суворовского училища. Впрочем, этих мальчишек винить я бы не стал: во первых, в их казарменной жизни даже выход строем на псевдопраздник - приключение. Во-вторых, их с малых лет учат не обсуждать приказы начальства.
А вот желающих послушать концерт великих деятелей белорусской попсы и вовсе оказалось немного. Легендарного и узнаваемого Александра Солодуху, правда, не видел - выступал какой-то Хлестов и ещё несколько попсовиков, фамилии которых я не запомнил (ну не слушаю такое). Видимо, оказались очень востребованными...
Зато милиции было слишком много. Возможно, на самом деле сотрудников МВД на "празднике" присутствовало и не более, чем обычно, просто на фоне почти полного отсутствия на народных гуляниях самого народа они слишком бросались в глаза. В конце концов, сложилось ощущение, что Минск отмечает не День города, а День милиции.
Кроме обычных милиционеров на "празднике" традиционно присутствовали и представители доблестного ПМСН - полка милиции специального назначения. Забегая вперёд, могу сказать, что работы им так и не нашлось. Даже перепивших "застабилов" таскать на себе не понадобилось: хоть власти и разрешили (впервые за последние несколько лет!) продажу алкоголя на День города, но минчане, видимо, предпочитали употреблять его подальше от глаз людей в погонах. Да и вообще им на глаза не попадаться.
Тут же, за спорткомплексом "Трудовые резервы" оказались и несколько припаркованных автозаков МАЗ, хорошо знакомых минчанам по несанкционированным митингам. Зачем их пригнали на официальное (!) мероприятие - так и осталось загадкой. Видимо, власти перестали доверять даже "своим"...
Впечатления от "праздника" остались, честно говоря, двоякие. С одной стороны - есть некоторая гордость за минчан, которые теперь предпочитают просто не ходить туда, где их заставляют выворачивать наизнанку сумки, ощупывают карманы, проверяют металлоискателями, а в довершение всего - заставляют слушать говённую отечественную попсу и любоваться на красно-зелёные знамёна БРСМ.
С другой стороны, стало ясно, что белорусские власти понемногу начинают осваивать совершенно новый вид "массовых" мероприятий - народные гуляния... без участия народа.
Впрочем... Разве президентские выборы у нас проводятся как-то по-другому?..