Белорусские предприятия обязаны будут заплатить за льготы по арендной плате, которые предоставлялись им три года назад. Таким образом, предприниматели и предприятия разных форм собственности «задолжали» государству почти 3 миллиона долларов, которые нужно вернуть до 1 мая 2012 года.
Распоряжение президента «О некоторых вопросах взимания платы за земельные участки в городе Минске» повергло в шок руководителей ряда предприятий. Документ от 19 мая 2011 за № 113 предписывает вернуть в казну сумму, которая образовалась за период действия льготы за аренду.
С 2006 по 2008 год Мингорисполком на 50% снизил базовые ставки ежегодной арендной платы за земельные участки юрлицам и предпринимателям. Этой льготой пользовались 86 предприятий, в том числе ОАО «Галантэя», ОАО «Минск-Лада», ремонтно-механический завод «Метромаш», Минский часовой завод, Минский подшипниковый завод, ЗАО «Атлант», ОАО «Белметалл», Червенский и Чижовский рынки. Некоторые пользовались льготами на аренду несколько недель, другие — несколько лет. Срок их действия истек в июне 2008-го, а в мае 2011-го Александр Лукашенко вдруг распорядился отменить решение Мингорисполкома о понижении ставок арендной платы за земельные участки.
Образовавшуюся «задолженность» предприятия обязаны вернуть в бюджет. Общий размер долга составляет порядка трех миллионов долларов, подсчитала «Салідарнасць».
Формулировка данного распоряжения, изданного к тому же в объявленный властями «год предприимчивости», поражает своим цинизмом. Оказывается, государство делает это «в целях поддержания экономической стабильности юридических и физических лиц в городе Минске».
При этом в документе юридическим и физическим лицам (в основном это жилищно-строительные и гаражные кооперативы) понижают в два раза базовые ставки ежегодной арендной платы. Правда, размер скидки ни в рублях, ни в долларах не прописан, а срок действия этой льготы — 2006-2008 годы!
Руководители отдельных предприятий пытались выяснить, как такое возможно — отменить задним числом нормативный правовой акт? Они обращались в Мингорисполком, налоговую инспекцию и Комитет госконтроля. Ответы приходили, словно под копирку: «распоряжения президента не подлежат обсуждению», «мы не уполномочены» и т.д.
«Те, у кого суммы небольшие, постарались сразу погасить задолженность, хотя на выплату предоставляется рассрочка, — приводит издание слова директора одного из предприятий. — Долг нужно вернуть государству до 1 мая 2012 года. Знаю, что некоторые бизнесмены меняли валюту на черном рынке и рассчитывались за задолженность в рублях по курсу Нацбанка. Тех, кто «попал» на серьезные деньги, очевидно, ждет заворот кишок».
На самом деле такая схема выуживания денег похожа на рэкет в лихие 90-е и противоречит директиве № 4.
Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов считает, что распоряжение президента противоречит директиве № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», в которой четко прописан запрет на отмену правовых актов задним числом.
«О правомерности данного распоряжения ставить вопрос сложно. Если команда дана, ее будут исполнять, — отметил В.Маргелов. — Есть органы, с которыми не судятся».
В соответствии с распоряжением предприятия должны погашать «задолженность» с 1 августа ежеквартально равными долями. Однако четко механизм реализации в документе не прописан.
Начальник главного управления контроля по городу Минску КГК Иван Романович подтвердил «Салідарнасці», что распоряжение действует, но «есть вопросы, связанные с его реализацией». Поэтому Комитет госконтроля обратился в Совет министров, готовивший этот документ.
По словам собеседника, от субъектов хозяйствования поступило около десятка обращений, связанных с непониманием или невозможностью исполнения распоряжения президента.
«Жалуются те, кто не платит, — пояснил И.Романович. — Вот у них много вопросов: почему мы? Почему задолженность привязана к доллару, а не к рублю? Как быть, если валюта не продается, а надо платить валютой? Многие говорят, что это непосильно им. Механизм реализации распоряжения четко не прописан. Также есть вопросы, связанные с включением в этот перечень отдельных субъектов, кто, может быть, не должен был попадать в этот список. Думаю, в ближайшее время это все урегулируется».
Однако, как подчеркивает собеседник, только при наличии у предприятий действительно объективных причин Совмин может внести предложения президенту о том, чтобы субъект был исключен из перечня.