Мифа о бесплатной и доступной медицине больше не существует.
Вчера случились официальные похороны мифа о бесплатной и доступной медицине в Беларуси, рассказывает «Белым халатам» врач Станислав Соловей.
Это прошло незаметно. На фоне новостей из Украины, войны в Карабахе, суде над членом «эскадронов смерти» в Швейцарии, трудно было заметить очередную инструкцию от Минздрава Беларуси: «О порядке оказания медицинской помощи в амбулаторных, стационарных условиях, в условиях отделения дневного пребывания, а также вне организации здравоохранения».
А ведь это важный и принципиальный документ, который надо вдумчиво читать и понимать, что именно стоит за этими строчками.
Смотрим пункт 15:
«При оказании медицинскоий помощи в амбулаторных условиях в форме плановоий медицинской помощи срок ожидания:
…выполнения инструментальных и иных исследовании составляет не более 90 рабочих дней со дня их назначения, а при подозрении на онкологическое заболевание – не более 45 рабочих дней;
начала лечения…, составляет не более 30 рабочих дней со дня гистологического подтверждения диагноза онкологического заболевания этому пациенту».
Это не что-то из ряда вон выходящее и не означает, что раньше, чем через 45 рабочих дней на МРТ вы не попадете, а операцию вам сделают не ранее, чем через 30 дней. Однако, по сути, власти официально подтвердили то, что и так было всем известно – в Беларуси существуют проблемы с доступностью медицинской помощи, особенно в небольших городах или деревнях. Теперь на возражение людей, почему они должны ждать 3-4 месяца колоноскопию или УЗИ сердца, будет ответ, что все по закону.
Но не это злит. Ведь признать проблемы и попытаться упорядочить систему – это правильные шаги. Но раздражает то, что в беларусском здравоохранении остались бессмысленные архаизмы, которые не несут ничего полезного, а являются просто разбазариванием и так дефицитного ресурса. На фоне огромного оттока медиков из страны, системных переработках и прочих общеизвестных реалиях, Минздрав оставил практику вызова врача на дом при любом чихе человека.
Пункт 48:
«Выход медицинского работника по месту жительства (месту пребывания) пациента осуществляется в случаях:
⁃ выраженных и резко выраженных ограничении жизнедеятельности пациента;
⁃ острых заболевании пациента».
К первому пункту вопросов нет, но вот под второй попадает острый ринит (сопли), острый ларингит (кашель) и любое другое заболевание из тех, которые зачастую даже не требует консультации врача и никак не препятствует походу в поликлинику.
Тут напрашивается один вывод: для этой системы медики являются расходным материалом, в разы более дешевым, чем МРТ или УЗИ.