Увеличение отработок не остановит исход беларусских студентов.
Лукашенко предложил расширить практику распределения студентов: отрабатывать должны и платники, а сроки распределения бюджетников стоит увеличить с двух лет до пяти. Также беларусский диктатор заговорил о «плохих кадрах» в сельском хозяйстве.
Сайт Charter97 на условиях анонимности поговорил с преподавателем Беларусской сельскохозяйственной академии — вуза, где учился сам Лукашенко.
— Прав ли Лукашенко, когда говорит о «плохих кадрах» в сельском хозяйстве?
— Прав, но исправить ситуацию сейчас невозможно. За последнее время престиж образования в этой сфере упал настолько, что мы набирали на с/х специальности студентов, непригодных к обучению.
Никого не хочу обидеть, но о каком качестве специалистов можно говорить, когда мы опустили планку приема настолько, что берем абитуриентов с одними аттестатами. У нас нулевой конкурс на многие специальности.
Умные, талантливые ребята, к сожалению, в сельское хозяйство не идут.
— Почему?
— Низкие зарплаты и система отработок. Никто не хочет связывать свою жизнь с колхозами, где нет никаких условий труда. Вы же видите эти кадры с «обоср**ными коровами».
Многие пятикурсники плачут, когда видят хозяйства, в которые их распределяют. Там действительно бывают просто ужасные колхозы. На последнем распределении был случай, когда девушку отправили в хозяйство, которое находится в двадцати километрах от автомобильной дороги.
Понимаю, что люди сами выбирают для себя сферу, в которой они будут работать, а розами в сельском хозяйстве не пахнет. Однако это не рабство. Если нет инфраструктуры и условий для труда, каких-то минимальных вещей, которые нужны для достойной жизни, то это не отработка, а каторга.
— Что вы думаете о предложении ввести отработку и для платников, а для бюджетников и целевиков повысить срок?
— У нас просто не будет платников. Многие абитуриенты специально поступали на платное обучение, чтобы избежать отработки, некоторые переводились с бюджета.
В итоге потеряют вузы, ведь платники неплохо их «кормили».
Целевиков и бюджетников. также станет меньше. Пять лет — это большой отрезок времени. Человек десять раз подумает перед тем, как связывать себя какими-то обязательствами на такой длительный срок.
Думаю, многие специальности в моем вузе можно будет закрывать из-за того, что туда просто не наберут студентов.
Пока открыты границы — ничего не выйдет. Умные ребята будут поступать на Западе, кто-то рассмотрит вузы в Московии.
— Лукашенко распекает животноводов за падеж скота и плохие результаты, угрожает руководству. Справедливо ли?
— Мы очень долго шли к яме, в которую наше сельское хозяйство провалилось.
Животноводство — дорогой и, если этим дело качественно заниматься, приносящий хорошие деньги процесс. Но никогда колхозник не будет за эти копейки холить и лелеять этих коров и телят. Он думает, как быстрее отработать смену и пойти в магазин за бутылкой.
Председатель колхоза получает зарплату, ему все равно, убыточное его хозяйство или нет. Ставка одинаковая, у него нет процента от прибыли. Система прогнила полностью, тут уже поздно пить боржоми.
— Какие выходы из этой ситуации есть?
— Отдать все «живое» нормальным частникам. Будет и вменяемый контроль, заинтересованность, а со временем — хорошие зарплаты у работников, инфраструктура на местах.
Тут решается и вопрос с кадрами. Если частник будет платить условному зоотехнику или агроному тысячу долларов, не нужно будет держать студентов в заложниках. Есть хорошее предложение — появится и спрос.