Что думают беларусы о новой инициативе властей по распределению.
На днях власти Беларуси с подачи Лукашенко «озаботились» оттоком молодых специалистов и решили увеличить сроки обязательной отработки после окончания вуза. Также планируется ввести распределение даже для тех, кто учится за свои деньги.
Сайт Charter97 посмотрел, что по этому поводу думают студенты и их родители.
Студенты не понимают, почему должны отрабатывать свои же деньги
Наташа, которая учится на 5-м курсе МГЛУ, рассказала сайту CityDog.io, что принципиально не хотела идти на «бюджет», чтобы не было никакого распределения:
— Я учусь на преподавательницу английского и не собираюсь тратить время в школе. Сейчас работаю не по специальности и хочу и дальше остаться в своей компании. На своей должности я получаю в 4,5 раза больше, чем если бы была учительницей. [...] В любом случае я выбираю себя и карьеру. Работать за идею оставлю кому-нибудь другому.
— Я не понимаю, почему я должен отрабатывать свои же деньги, — возмущается студент 3-го курса БГУФК. — По итогу вместо того, чтобы привлекать студентов хорошими условиями, гопсударство просто закручивает нам гайки и вынуждает уезжать туда, где условия лучше. Мне кажется, проблема нехватки специалистов станет только острее.
Студент последнего курса БГУ в комментарии «Салідарнасцi» высказал надежду, что его и выпускников ближайшего года озвученные изменения не коснутся.
— Мне почему-то кажется, что обязательное распределение для платников — это было сказано для красного словца, чтобы прощупать степень возмущения людей, — уверен молодой человек.
— Меня пугает перспектива потратить неизвестно сколько лет в никуда, — рассказала изданию CityDog.io студентка 2-го курса БГМУ. — Хотелось бы получить нормальное отношение к людям как к важному и главному составляющему страны. Пока до этого далеко.
Татьяна, которая учится в Могилеве на бюджете, рассказала «Зеркалу», какие выбрала для себя варианты в случае принятия нового закона:
— Или доучиваюсь до выпускного курса, пишу диплом, но не защищаю его — без диплома отрабатывать не отправят, но знания останутся. Или получаю диплом, отрабатываю год-два ради опыта, собираю вещи и навсегда покидаю страну. Вообще подобный закон — это выстрел себе в ногу. Ведь многие абитуриенты (самые лучшие) будут попросту выбирать для поступления вузы ЕС и Московии.
Студентка-третьекурсница одного из учебных заведений столицы рассказала сайту gazetaby.com, что также ожидает худшего:
— Одно дело — когда ты учишься хорошо и знаешь, что можешь остаться в Минске и что отработка всего два года, и совсем другое — когда декларируется подход «пойдете, куда скажут, и работать будете столько, сколько скажут, а сроки мы еще и сами не знаем». С чего бы студенты должны этому радоваться?
Кирилл, который учится на последнем курсе БГУИР, рассказал «Зеркалу», что после окончания школ люди будут уезжать за границу.
Два года распределения — это и так немало, а они хотят увеличить срок более чем в два раза. Я не представляю, каким образом абитуриенты должны воспринять эту возможность как «заманчивую», — задается вопросом молодой человек.
Родители в шоке
Оксана, у которой сын учится в колледже, обратила внимание журналистов сайта gazetaby.com на абсурдность действий властей:
— В целом было понятно, что, раз отток специалистов продолжается, и даже рост зарплат не удерживает людей, будут искать способы, как повлиять на ситуацию. А что наши власти хорошо умеют делать — так это обязывать и заставлять. Не зарплаты же поднимать и не условия жизни улучшать, в самом деле.
— Это такой жирный крест на статусе беларусского образования, — высказала журналистам «Салідарнасцi» свое мнение мать троих девушек, недавно закончивших ВУЗы. — Вместо «закрепления» будущего специалиста гопсударство его потеряет. А возможно, не только его одного, но и еще нескольких, — если речь, например, о вчерашнем школьнике и решит уехать вся семья.
Михаил из Витебска в коментарии «Зеркалу» отметил, что новый закон приведет к обратным последствиям:
— В целом эта ситуация будет толкать молодежь или вообще не учиться, или учиться за границей. Республика Беларусь демонстрирует, что никакой последовательной политики в области образования нет. Просто решаем проблемы введением крепостного права. Когда поступала моя дочь, мы считали, что учеба в Минске дешевле, чем в Чехии. Там требовалось около 10 тысяч долларов в год. Теперь, возможно, я решил бы продать наследственную квартиру и сразу отправить дочь в Чехию.
Многие родители задумаются, стоит ли платить в Беларуси такие деньги за обучение, уверена Оксана, у которой сын учится в Польше:
— Перспектив никаких, да еще и отработка за их же деньги. Также непонятно, как и куда наше гопсударство собирается всех распределять. С одной стороны, они недовольны, что выпускники уезжают, с другой, заставляют родителей делать все, чтобы их дети уехали.
Анатолий, у которого дочь учится в БГУИР, рассказал «Зеркалу», что планы ввести распределение для платников это еще один способ выжать деньги из людей:
— Считаю, за обучение мы и так платим сполна — примерно 1700 долларов в год. Это много, учитывая уровень зарплат в стране.
Комментарии преподавателей
Бывший директор Смиловичского гопсударственного аграрного колледжа Николай Лысенков в комментарии UDF отметил, что престиж беларусского образования в последние годы катастрофически снижается:
— Нужно было выставить стоимость обучения человеку, который отучился на бюджете, но не захотел ехать по распределению в колхоз. Сели считать и в результате насчитали ему сумму, которая в десятки раз превышала стоимость платного образования в том же колледже. Система образования у нас не реформируется со времен СССР. В Беларуси не задумываются о себестоимости образования и уж тем более, о том, как ее сократить, как провести оптимизацию.
Преподаватель Беларусской гопсударственной сельскохозяйственной академии, в которой учился Лукашенко, в интервью сайту Charter97 отметил, что исправить ситуацию сейчас невозможно:
— За последнее время престиж образования в этой сфере упал настолько, что мы набирали на с/х специальности студентов, непригодных к обучению. О каком качестве специалистов можно говорить, когда мы опустили планку приема настолько, что берем абитуриентов с одними аттестатами. У нас нулевой конкурс на многие специальности.
По его мнению, в случае принятия закона об обязательном распределении платников многие специальности можно будет закрывать из-за того, что туда просто не наберут студентов:
— Пока открыты границы — ничего не выйдет. Умные ребята будут поступать на Западе, кто-то рассмотрит вузы в Московии.