Калий подвел диктатора.
На совещании 3 октября Александр Лукашенко или намекнул, или нехотя проговорился о больших проблемах с экспортом калийных удобрений.
Напомним, возникли они из-за его действий: соучастия в войне против Украины. После этого Литва как страна ЕС прекратила использование своей железнодорожной сети для транспортировки беларусской продукции в порт Клайпеда, откуда она расходилась по всему миру.
Сайт UDF перечисляет главные проблемы с экспортом калийных удобрений на сегодня.
Из-за санкций за калийные удобрения с Беларусью расплачиваются не все
На совещании Александр Лукашенко заявил, что решение проблемы с дебиторской задолженностью — это «вопрос вопросов».
«Никаких ссылок на то, что где-то платежи не идут, еще что-то», — заявил руководитель страны.
По всей видимости, речь о проблемах, возникших из-за санкций. В прошлом году посол Индии в Беларуси Алок Ранджан Джа признал, что его страна, один из крупнейших покупателей калийных удобрений, сталкивается не только с логистическими, но и платежными проблемами при закупке беларусской продукции.
Ранее сообщалось, что индийский банк не может перечислить даже не доллары, а рупии в московитские или беларусские банки, т.к. они отключены от SWIFT.
Мировые цены падают
Чиновники заявляют, что задача Лукашенко по экспорту не менее 8 миллионов тонн калия (обычный объем до введения санкций) в этом году будет выполнена. Но это вовсе не свидетельствует о том, что дела идут хорошо.
До 2022 года доля Беларуси в мировой торговле калийными удобрениями оценивалась в 20%, в прошлом году она сократилась до 9%. Но в прошлом году властям на руку сыграл резкий рост цены на продукцию, в некоторый странах она достигла исторического максимума.
В 2023 году в среднем, согласно апрельскому прогнозу Всемирного банка, мировая цена на калийные удобрения откатится до 475 долларов за тонну, в 2024 году – до 425 долларов. Другими словами, меньше продавать, но зарабатывать больше, у Беларуси больше не получится.
Как доставить калий до Бразилии, Индии и Африки не придумали
Вместе с Китаем Бразилия и Индия были крупнейшими покупателями беларусской продукции. Если до КНР калий еще как-то доходит (в 2022-м он закупил его почти на миллиард, а в этом году сумма должна быть еще больше), то Бразилия и Индия стали заменять беларусскую продукцию на канадскую.
Кроме того, доля Беларуси на рынке Африки сократилась в прошлом году с 41,7% до 2,8%.
Власти до сих пор ничего не решили со строительством своего порта в Московии
На совещании Лукашенко заявил:
«Опять же, разночтения. Одни говорят, что нам достаточно Бронки и еще какого-то порта в Мурманске. Иван Иванович (гендиректор «Беларуськалия» Головатый – ред.) говорит, что не надо отказываться от еще одного порта, который нам предлагают, надо вести переговоры и договариваться».
Просто напомним, что летом прошлого года официально сообщалось, что Лукашенко лично «на катере ознакомился с ходом строительства беларусского порта в Бронке».
А спустя год, летом 2023-го, посол Беларуси в Московии Дмитрий Крутой заявил обратное: что наша страна «не планирует создание единого порта в РФ».
Пока Беларусь вынуждена работать через 19 портов в Московии и это, как следует из слов Лукашенко, непросто:
«Мы понимаем, что портовые мощности, портовые хозяйства – это вещь очень серьезная. Интересы там пересекаются колоссальные, но тем не менее поддержка со стороны Московии есть. Работайте».
Нужно новая железная дорога в порты Санкт-Петербурга, но денег на нее нет
Лукашенко заявил на совещании:
«И самое узкое наше место, особенно при работе через порты, это железная дорога».
Руководитель Беларуси вновь вспомнил о телефонном разговоре с Путиным, в ходе которого тот якобы пообещал изучить возможность реализации проекта.
Но после совещания посол в РФ Дмитрий Крутой дал понять, в чем загвоздка – у Беларуси на подобные проекты (как, видимо, и на строительство своего порта) нет денег.
По его словам, один из вариантов – восстановлений разъездных станций в РФ:
«Часть денег есть у Московитской железной дороги, и часть ресурсов… Мы здесь никаких инвестиций можем и не делать».
Сообщество железнодорожников Беларуси сообщает, что проект новой железнодорожной ветки потянет минимум на миллиард долларов.
***
Таким образом беларусские власти не только столкнулись с серьезными проблемами при экспорте калийных удобрений, который прежде приносил им миллиарды долларов, но и не знают, как их решить. Денег на новые логистические проекты просто нет, все надежды Лукашенко – на некую помощь со стороны Путина.
Но РФ и так помогает беларусскому экспорту логистикой и льготными тарифами на перевозку. Без каких-то дополнительных «подарков» или уступок со стороны Лукашенко в Кремле вряд ли захотят помогать сильнее.