Власть фактически признала девальвацию белорусского рубля и смирилась с двойственностью его курса. Но разница в стоимости денежной единицы на основной и дополнительной сессии обнажила ряд экономических проблем. Бизнес живет ожиданиями либерализационных процессов в экономике, которые способны оживить рынок.
Отмена официальных ограничений на курсообразование белорусского рубля плюс-минус 2% от курса официального белорусского рубля в обменниках и на внебиржевом рынке означает девальвацию белорусского рубля де-факто. Об этом корреспонденту Инфобанка сказал Александр Муха, аналитик исследовательской группы BusinessForecast.by.
Фактически власти обратно легализовали рыночное курсообразование, которое было до валютных проблем. «Ранее множественность курсов отсутствовала де-факто и де-юре. А сейчас это признано», - приводит мнение А.Мухи Инфобанк.
Потом Нацбанк собирается параллельно сближать эти курсы до единого. По сути, это говорит о том, что когда окончательно установятся рыночные котировки и начнется свободная продажа валюты в обменниках, объективно произойдет девальвация курса белорусского рубля на рынке наличных иностранных валют, в сегменте внебиржевом и на межбанковском.
Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин также предрекает Беларуси новую девальвацию национальной валюты.
При этом эксперт уверен, что курс рубля будет снижаться, пока на валютном рынке не установится равновесие. А оно установится только тогда, когда пользоваться белорусским рублем, долларом или российским рублем будет одинаково. «Боюсь, что в нынешней ситуации, учитывая неважное состояние платежного баланса Беларуси, это дело будет продолжаться, пока не будет этого равновесия», - цитируют Е.Ясина РИА Новости.
При этом он считает, что правительство республики предпринимает правильные меры по стабилизации курса. «Свободное плавание валюты - это правильное решение. Но надо иметь в виду, что это обесценивает доходы граждан. И импорт для Беларуси станет практически недоступным», - сказал эксперт.
Однако экономист уточняет, что «государство не может делать более свободной сферу свободного оборота валют и в то же время осуществлять контроль над промышленностью. Нужно осуществлять либерализацию белорусской экономики, снимать государственный контроль. Дальше нужна и политическая конкуренция. Тогда можно надеяться на оздоровление экономики и общества в Беларуси».
По наблюдениям А.Мухи, Нацбанк начинает обесценивать официальный курс рубля. И аналитик считает это верной тактикой. Это говорит о том, что курсы будут сближаться.
«Осталось ограничение плюс-минус 12% к корзине валют, но когда Нацбанк упрется в курс 5500-5600 рублей, надо будет отменять все ограничения и вносить изменения в Основные направления денежно-кредитной политики на следующий год указом президента, - сказал аналитик. - Когда и эти ограничения, установленные 24 мая этого года, будут сняты, у Нацбанка появится реальная возможность сблизить рыночный и официальный курсы. Думаю, все-таки за счет девальвации последнего».
Отмена коридора, как инструмента, изжившего свое — это здравое решение, соглашается председатель Клуба финансовых директоров Андрей Карпунин.
"Коридором нельзя остановить рыночные взаимоотношения. Ведь в зависимости от ситуации на рынке и в экономике нужно корректировать коридор и делать это достаточно оперативно. И если наши монетарные власти заявляют о сближении курсов, то надо при этом понимать, что это возможно только за счет ослабления курса рубля на основной сессии. Возможностей для снижения рыночного курса я пока не вижу", — приводят мнение эксперта Белорусские новости.
Старший аналитик Forex Club в Беларуси Валерий Полховский не исключает, что на скорость сближения курсов повлияют опасения властей относительно роста инфляции, вызванного изменением курса.
"Но большинство субъектов хозяйствования уже заложили в цены неофициальный курс. Соответственно, не стоит ожидать какого-то инфляционного всплеска", — подчеркивает эксперт.
А.Муха рассчитывает, что появятся и дополнительные ресурсы. Эксперт уверен, что даже при дополнительном 1 млрд долларов от Сбербанка России, власти смогут играть на рынке, производить какие-то интервенции, выбрать удобную для себя отметку, скажем 7000 рублей за доллар. Остальные участники будут видеть, что у Нацбанка жесткая позиция по цене рубля и надо к ней подтягиваться. «Думаю, миллиарда или двух Нацбанку хватило бы для стабилизации, - сказал А.Муха. - Нужно математически обосновать равновесный курс. Хорошо, если бы Нацбанк опубликовал свои расчеты».
Аналитик уверен, что на этом этапе ограничить внебиржевой рынок целесообразно, так как нужно сконцентрировать весь объем валюты на Белорусской валютно-фондовой бирже. Тогда у Нацбанка будет больше возможностей манипуляций в рамках режима фиксинга устанавливать курс.
«Главное – запустить рынок и чтобы были адекватные объемы торгов, сделки шли, тогда и курс станет рыночный», - сказал А.Муха.
Финансовый аналитик официального партнера Альпари в Минске Вадим Иосуб предостерегает: "При поступлении валюты у властей будет велико искушение поиграть с курсом на его снижение. Хотя с точки зрения экономики было бы целесообразно воздержаться от интервенций и дать курсу установиться на рыночном уровне. Ведь если его искусственно снижать, то мы можем столкнуться с тем, что курс будет, а валюты по этому курс — нет. Да и вопрос, хватит ли у Нацбанка ресурсов для сдерживания курса".
По мнению же Андрея Карпунина, помимо интервенций властям для снижения рыночного курса придется влиять на предложение путем жесткого администрирования предприятий, имеющих валюту, а также за счет усиления мер ответственности коммерческих банков.
"Но это автоматически оголяет производственников, лишает возможности оперативного приобретения сырья, оголяет банки от валютных резервов. Это стратегически неправильный шаг", — убежден А.Карпунин.
«Рынок живет ожиданиями и надеждами на скорейшее решение проблемы по возможности получения инвестиций и свободного реинвестирования. Если это будет складываться как надо, то правила игры сложатся удачно, и рынок должен заработать в нужном направлении», - резюмировал заместитель Генерального директора Белорусского народного банка Виктор Доронкевич.