В Беларуси так называемые тендеры на поставки оборудования, финансируемые из госбюджета или средств госпредприятий - это чистая профанация.
Тендер на госзакупки по-белорусски - это лишь способ обогащения власть предержащих и прочих чиновников у «кормушки» за счет бюджета страны, то есть за наши с вами деньги. Для доказательства этого Светлана Калинкина провела эксперимент, о чем написала в своей статье в газете «Народная воля».
Идею этого эксперимента мне подсказал один бывший директор завода.
Известный крупный завод, на который пришел молодой руководитель. Переоснащение, модернизация, тендеры, -- все как положено. Но мужика не научили правильному общению с руководящими указаниями. И он возьми да и проверь оборудование, которое было велено закупить тендерной комиссией концерна. А оказалось, что оно совсем даже не современное, и не то чтобы новое. Да и цена «выгодно» отличалась в сторону существенного завышения. Стал этот неопытный директор писать возмущенные письма в разные контролирующие инстанции. Наивный! Контракт с ним быстренько расторгли, назначили нового директора, а оборудование на завод закупили то же самое. Только по еще более высокой цене.
Не теряю надежды, что этот достойный человек все-таки с подробностями расскажет историю своего увольнения в газетном интервью, а пока решила прислушаться к совету и провести эксперимент. А совет был таким: «Вот объявят в стране о каком-нибудь крупном проекте с покупкой новой техники, так вы поинтересуйтесь ценой контракта для нас, белорусов, и для остальных покупателей. И сразу все станет ясно».
Для чистоты эксперимента я решила не искать черную кошку в темной комнате и дождаться проекта громкого, публичного, масштабного. Долго ждать не пришлось.
Городская электричка. Новое слово в решении транспортной проблемы столицы. Первая линия от станции «Минск-Пассажирский» до станции «Беларусь» в тестовом режиме была запущена 1 июля. Все в восторге -- и пассажиры, и руководство города, и руководство Белорусской железной дороги. Красиво, удобно, быстро. Объявлено, что на маршруте городской электрички будет работать шесть четырехвагонных составов Stadler Flirt. А всего Белорусской железной дорогой уже заказано 10 таких поездов, поскольку в будущем планируется постройка еще четырех линий: Минск - Смолевичи, Минск - аэропорт «Минск-2», Минск - Руденск и Минск - Дзержинск.
Естественно, на поставку этих электропоездов проводился тендер. Участие в нем приняли лучшие компании, производящие технику в данном формате: канадский Bombardier, французский Alstom, немецкий Siemens, швейцарский Stadler Rail. В результате победу одержала компания из Швейцарии, у которой уже все было разработано под широкую коллею. В общем, не шахер-махер какой-то -- чистая процедура, не подкопаешься.
Да и поезда, надо отдать должное, были поставлены в Беларусь не только вовремя, но и с опережением графика: запускать электричку поначалу планировали только в конце этого года, а тут, редкое дело, к лету справились. В общем, все хвалят проект, не нахвалятся. И перспективы у него, говорят, большие. Но эксперимент все-таки требовал поинтересоваться ценой. И вот тут я до сих пребываю в глубокой задумчивости.
Как выяснилось, Эстония сейчас полностью меняет свой парк электропоездов именно за счет техники Stadler. В Эстонию в ближайшее время будет поставлено 18 электропоездов типа Flirt (то есть точно таких же, как пришли в Минск) и 20 дизельных поездов. Сумма всего контракта -- 79,5 миллионов евро.
Латвия в 2012-2014 годах тоже планирует закупить эти электрички в количестве 34 штуки. Плюс -- 7 дизельных поездов. За все это Латвии швейцарская кампания насчитала к оплате 203,7 миллионов евро.
Известна и точная сумма белорусской сделки. Zürcher Kantonalbank и наш Беларусбанк подписали кредитное соглашение для финансирования поставки этих самых 10 электропоездов. Общая сумма кредитной линии, открытой швейцарским банком, превысила 61 миллион евро. То есть, грубым счетом, один электропоезд для Беларуси стоит 6 миллионов 100 тысяч евро.
Уппс!
А ведь это значит, что с Прибалтикой цифры у нас действительно очень расходятся. Даже если представить, что той же Эстонии дизели отдаются в нагрузку, абсолютно бесплатно (что невозможно по определению), то калькулятор подсказывает, что для них каждая электричка стоит не 6 миллионов евро, а 4,4 миллиона. Впечатляющая разница!
Как так? Почему так? И чему так радуются наши чиновники, если столь впечатляющи масштабы переплаты?
Вопросов много. И я вот теперь думаю, чей же эксперимент на самом деле удался -- мой или все-таки их.
Стоит ли после этого удивляться, что средней руки чинуша, официальной зарплаты которого хватило бы разве что на скромную дачку и подержанную иномарку, да и то ввезенную до 1 июля, живет в роскошном особняке и разъезжает в новеньком авто эдак тысяч за сто долларов.
Не мудрено, что разные там рубиновы & Ko понятия не имеют, какая у них зарплата, ведь чиновникам Лукашенко, как и в СССР, пожелать «Чтоб вам жить на одну зарплату», все равно, что пожелать смерти.
А если к этому еще добавить, что главный «борец» с коррупцией, пришедший к власти на антикоррупционной риторике, по совместительству является и главным коррупционером, то все становится на свои места. Начиная со статистики о том, что за 17 лет его правления гидра коррупции в стране разрослась до чудовищных размеров (Кебич, которого Лукашенко в свое время обвинял в коррупции, просто «отдыхает») и заканчивая сегодняшним кризисом и ограблением всего народа.