Двум событиям последнего времени хочется уделить особое внимание. Первое – пожар в Дудутках. Второе – допсессия на бирже.
Несмотря на то, что следствие по факту пожара в Дудутках еще идет и причины не ясны, мне кажется, есть определенные выводы, которые уже на поверхности, они уже напрашиваются. Эти выводы общие, касаются всей туристической инфраструктуры и в особенности – претендующей на национальный колорит. Начну издалека.
Недавно довелось побывать в Коробчицах. Это довольно большой этнографический комплекс, или, как написано над входом – «маёнтак», под Гродно – с музеем природы, каруселями, конюшней, старинными бричками и каретами, вольерами и прочим. Огромная, в целом грамотно распланированная территория, где можно и впечатления получить, и на природе отдохнуть. Даже если не знать историю Беларуси двадцатого столетия, уже по наличию одних только Коробчиц под Гродно и отсутствию чего-либо подобного в окрестностях Минска, можно сделать вывод, какая местность позже была прихвачена Cоветами и где живут более предприимчивые граждане.
На мой взгляд, немало плюсов у знаменитых Коробчиц. Все в порядке с экологическими мотивами. Особенно хороши породистые лошади и пасторальный загончик, где на идеальной лужайке, как в Эдеме, мирно пасется различная живность. Но есть и минус, и очень концептуальный. Он формулируется замысловато и, наверное, немного обидно. Поэтому, когда говорила на эту тему с гродненцами, они сначала хмурились. Но потом, после объяснений, взгляды их светлели, становились теплыми, а лица задумчивыми. Слава Богу, они понимали! Именно это понимание было одним из самых замечательных моментов этой поездки!
Вот все, казалось бы, есть в Коробчицах, что видели мы в подобных туристических комплексах в различных странах Европы (выдумать что-то свое крайне сложно, наверняка организаторы посматривали и на ту же Польшу, и на Литву). Нет только одного в «гарадзенскам маёнтке» – нет образа жизни. Увы, Коробчицы – в отличие от тех же «Кирмусов» в Польше или «У Йозаса» в Литве – это не образ жизни. Хотя и в Литве, и в Польше в сравнении с нашими Коробчицами, откровенно говоря, гораздо более скромные ресторанно-этнографические комплексы. И пусть меня, как говорится, выносят после этих слов, но я скажу – мне не понравилась публика в Коробчицах.
Чуть позднее мы поехали в Пышки, известный гродненский парк, и там, как ни странно, среди смолистой хвои, по дороге к отелю «Кронон Парк», обнаружилось что-то близкое к приятной европейской атмосфере и то, что я называю, образу жизни. Бодрые пенсионеры шагали с палками для ходьбы, чинно прогуливались семьи, шумно катались дети на роликах…
В Коробчицах же мне больше всего запомнились свадьбы. Поймите, я вовсе не против свадебных торжеств, проводимых в красивых интересных местах, и не против свадеб вообще. Наоборот, я – за, причем обеими руками и всеми прочими органами и частями тела. Но объясните мне, почему у нас в стране, когда приезжаешь в выходные куда-либо на экскурсию в качестве обычного туриста и свободного человека, обнаруживаешь повсюду эти свадьбы, свадьбы и еще раз свадьбы. И неуютные, угрюмые, как общепитовские столовки, железно зарезервированные под торжества рестораны.
Отправляйтесь на любой наш так называемый курорт, в любой знаковый музейный комплекс, в Несвиж, Мир, куда угодно, – вы нигде не найдете себе приюта. Везде будет висеть дурацкая табличка «спецобслуживание», все будет зарезервировано под свадебные гулянки. А то, что не снято под спецобслуживание этих нескончаемых белорусских свадеб, будет на год вперед забронировано турфирмами, которые со своими организованными группами сумели ловко вклиниться в местные ресторанно-матримониальные схемы.
Надо отдать должное, в Коробчицах хитро подошли к организации питания туристов. Там очень много зон для пикников. Просто огромное количество. И оформлены они очень интересно, все по-разному. Вообще, классно придумано для того, чтобы уединиться своей компанией и, пардон, побухать. Но некий тонкий креативный стиль, четкий образ жизни, в котором сливаются традиции и современность, возник бы все-таки, если бы все эти «зоны» как-то слились в один или много ресторанчиков (закрытых и на открытом воздухе), со вкусной национальной кухней, с хорошим достойным обслуживанием, с местной музыкой, с возможностью удобно наблюдать за играющими детьми.
Все это есть в мире, существует в планах, схемах и натуре, нарисовано, воплощено и удачно действует. И даже не надо ничего придумывать. Но нам же, как всегда, нужно все сделать по своему.
Точно так же, мне кажется, и с Августовским каналом. Природная, заповедная составляющая у нас сильнее, чем с польской стороны канала, и желание делать на этом бизнес сохраняется, но деньги почему-то зарабатывают поляки со своей «банальной» индустрией отдыха и развлечений.
Ну, а мы, как всегда, все делаем по-своему, «по-тутэйшаму». Это у них там в Августове – причалы с яхтами и целые улицы с ресторанами и гостиницами – фу! То ли дело у нас – дикая красота, и ни одной асфальтированной велосипедной дорожки в районе Сопоцкина и дальше в обе стороны – до Гродно и канала. Зарубежные и наши велотуристы, которые хотели бы кататься и отдыхать в этих прекраснейших местах, рискуют просто погибнуть под колесами пролетающих автомобилей.
Извините, но не вижу ни одной причины, чтобы не проложить хотя бы одну специальную асфальтированную велодорожку от Сопоцкина до Немново. Не вижу ни одной причины, чтобы до сих пор не иметь под Минском или прямо в Минске хороший ресторанно-развлекательный этнокомплекс, куда бы мог в субботу вечером приехать простой свободный человек с семьей, чтобы достойно отдохнуть с народом, почувствовать традиции и образ жизни.
Тем не менее, вопреки всякой логике и здравому смыслу – ни дорожки, ни комплекса! В чем причина? Не идут инвестиции? Нет денег? Но деньги почему-то же нашлись на новенький коровник, который поставили прямо на канале, и теперь туристы, хоть, слава Богу, и нечасто, но могут наблюдать нечистоты, которые плывут рядом с байдаркой по воде. Хотя зарубежные путешественники часто и не могут созерцать подобные вещи – в этом сезоне на канале было всего шесть сплавов с участием заграничных гостей.
Впрочем, я была на Августовском канале только полдня – мало, чтобы делать выводы. На прошлой неделе с детальной ревизией там побывал вице-премьер Тозик, ему виднее.
Подчеркиваю – то, что я сейчас рассказываю, это разговор вовсе не о питании. Мы не уехали из Коробчиц голодными. В маленькой кафешке довольно быстро можно было получить порцию шашлыка и картошки фри на пластиковой тарелочке. Все хорошо, спасибо и на этом. Но это не стиль для национального этнографического комплекса, и это не образ жизни для «маёнтка». Увы!
Вот Дудутки Евгений Будинас задумывал именно как «образ жизни». Образ жизни типичного белорусского поместья. Многие составляющие этого образа жизни как назло и сгорели. Архивы Ельских, пекарня, лучший раритетный автомобиль, старинные вещи, документы самого Будинаса.
На прошлой неделе мы обсуждали по телефону с супругой Евгения Доминиковича Валерией Клицуновой это ужасное происшествие. Валерия Анатольевна категорически против того, чтобы как-либо связывать два обстоятельства – пожар и происходившее в другом крыле здания свадебное торжество. Свадебные обряды обязательно нужно проводить в таких местах – считает Валерия Клицунова. Старинная хата, каравай, ручник, слезы невесты, новая жизнь, старт которой дан в традиционной атмосфере, – эмоциональная составляющая обряда действительно очень хороша и вполне уместна и в Коробчицах, и в Дудутках.
Но я и не связываю свадьбу и пожар. Упаси бог! Пусть следствие доведет дело до конца. Возможно, причина просто в плохой проводке. Также не собираюсь покушаться на бизнес Коробчиц или Дудуток, для которых заказные банкеты – верная статья доходов. Но я видела, как на определенном этапе развития в Латвии старинные баронские поместья вот так же превращались в обыкновенные замусоленные ресторанные залы для банкетов и корпоративов. Ей Богу, не лучший путь для музеев и этнографических комплексов...
И, чтобы перейти к следующей теме, снова отвлекаюсь. Некоторое время назад портал TUT.BY проводил опрос, какие книги должен прочитать настоящий белорус. Ответы меня поразили. И Библия, и Ремарк, и Селинджер, и все, что угодно, а из собственно белорусской литературы, написанной местными писателями и про нашу жизнь, указывали разве что хрестоматийных Купалу, Коласа и, в лучшем случае, Короткевича.
Конечно, легко и просто козырнуть Библией. Но как же «Пан Тадеуш» Мицкевича, «Потоп» Сенкевича, «Хам» Ожешко, «Знахарь» Далэнги-Мостовича, «Каханак Вялікай Мядзведзіцы» Песецкого, «Старажытная Беларусь» Ермаловича, «Мой радавод да пятага калена» Орлова и так далее и так далее? Я специально смешиваю большие и маленькие жанры и разнокалиберные произведения, и думаю (и думаю, что не ошибаюсь), что-то именно из этого ряда формирует белорусское самосознание, а вовсе не Ремарк с Селинджером и даже, прости Господи, не Библия, которую, безусловно, необходимо читать каждому нормальному человеку.
Или вот, например, основатель «Дудуток», ныне покойный Евгений Будинас. Он написал два, конечно, небезупречных в литературном отношении произведения. О них, разумеется, никто и не вспомнил, перечисляя книги для «настоящих» белорусов. Будинас – это ж не Ремарк с Селинджером!
У нас вообще принято изучать чужое, нахваливать чужое и преклоняться только перед чужим. Поэтому, честно говоря, свое придумывать и производить нет смысла – никто и не вспомнит. Тем не менее, эти книги про нас и про нашу жизнь. Напомню, одна называется «Дураки», вторая – «Давайте, девочки!»
Сейчас трудно сказать, кем в большей степени являлся Будинас – журналистом, писателем или бизнесменом, но, безусловно, он был талантливым человеком, потому что время не похоронило созданные им типажи. Откровенно говоря, чувствуешь себя здесь то дураком, то девочкой, или и тем, и другим одновременно. Это я про смысл и последствия допсессии. Рассуждаем только о туризме, ничего лишнего.
Допсессия «одарила» рынок вторым официальным курсом. Что это означает для экспортеров и, в частности, для экспортеров туруслуг? Только то, что ввозить валюту в страну стало абсолютно невыгодно. Более того – убыточно. Обязательная продажа 30 % выручки по курсу нацбанка плюс налог на прибыль с курсовой разницы (этот момент должен бы, по идее, удивить экономистов всего мира – инфляцию приравняли к чистому доходу!) вкупе способны привести к краху любую фирму-экспортера в течение одного-двух месяцев. Как всегда, надо выкручиваться и искать варианты.
Замечу, что я, естественно, обсуждала этот момент с представителями различных туристических компаний и ведомств. В целом, так сказать, на рынке и в умах присутствуют два настроения. Первое – отчаяние («как же надоело постоянно выкручиваться и не иметь внятной перспективы!»). Второе – цинизм («детка, люди знали, в какой стране они открывали бизнес, поэтому они должны быть готовы искать схемы!»).
Удивительной и показной наивностью в этих условиях выглядит специальное щедрое разрешение Нацбанка для фирм, не имеющих валютной лицензии, принимать от нерезидентов валюту на свой счет. Принимайте, а мы будем покупать у вас треть по 5300, остальное продайте по 8600, итого потери на каждом долларе составят тысячу – а это, между прочим, 12%. Хороший бизнес для банков, ничего не скажешь – молодцы! А вот для частника – труба!
Хотя, как показывает опыт, наш частник закаленный и изобретательный. Уже работает и через Кипр, и через Латвию, и через другие страны.
Но, как считают в фирмах, специализирующихся на въездном туризме, на сегодняшний день самый очевидный, хотя и рискованный вариант не обанкротиться и, в то же время, получить деньги с иностранных партнеров, – это работать с ними в белорусских рублях.
Не секрет, что нашей национальной валюты (которую раньше, по крайней мере, ласково называли «зайчиками», а теперь как-то пренебрежительно – «фантиками») -- очень много. Особенно много «фантиков» в России, каковая является основным потребителем белорусских туристических и всех-всех прочих услуг и товаров. Можно предположить, что уже довольно в скором времени вся эта масса (масса – потому что рассчитываться рублями, очевидно, будут не только с турфирмами, но и с заводами) хлынет в Беларусь. И это вместо твердой валюты, которая, если верить официальным заявлениям, очень нужна стране. Или уже не нужна? Обойдемся китайскими и российскими кредитами?.. И что будет с курсом рубля в результате такой «интервенции»? Впрочем, не все так плохо в нашем королевстве…
Прогнозы, конечно, неблагодарное дело. Но я все-таки рискну. Думаю, что, вопреки всем разумным экономическим схемам, валюта в стране будет. Не в прежних количествах, с перебоями, проблемами и так далее, но все-таки… Она будет появляться в Беларуси непонятно как. Циркулировать валюта будет в основном «из рук в руки» и немножко в обменниках, продаваться по паспортам. Поездки за границу снова станут уделом избранных.
В принципе, все это мы уже проходили. В середине 90-х, а по некоторым позициям – даже в середине 80-х. Это только мне кажется, что мы ходим по кругу? Как те дураки и девочки…
Лилия Кобзик, «Туризм и отдых»