Если верить новостям, глава белорусского правительства Михаил Мясникович и руководитель "Газпрома" Алексей Миллер вчера провели в Минске переговоры и обсудили много важных тем.
Сообщения информагентств читать, конечно, интересно. Но возникает вопрос: а когда же Миллер и Мясникович успели так плодотворно поработать?
Торжественное рукопожатие перед теле- и видеокамерами было назначено на 16.00. Причем, Алексей Миллер при виде Мясниковича так радостно улыбался, что, казалось, должно быть больно мышцам щек. Правда, запечатлеть это смогли только представители госСМИ, потому что других не пригласили. Но дальше вытурили и их, переговоры начались.
Но...
Уже в 16.16 на сайте государственного информационного агентства БЕЛТА появляется сообщение о том, какие темы были обсуждены представителями Беларуси и "Газпрома". Чтение перечисленных тем займет, конечно, не 15 минут (а получается, что встреча длилась не дольше), но близко к этому. Это же рекорд для книги рекордов Гиннесса! Кто еще умеет вести переговоры в таком темпе, да еще и по сложным газовым проблемам?
К тому же, Миллер не настолько тусовочный человек, чтобы срываться из Москвы в Минск ради того, чтобы на полчасика заскочить в белорусский Дом правительства (это я с запасом, на лифт, туалет, перекур), пожать Мясниковичу руку, сказать пару слов и уехать. Нет, если уж он сам прилетел к нам, то повод был очень серьезный.
Мы с коллегами вчера долго ломали над этим голову, выдвигали разные версии, пытались понять, что же произошло, что это было? Ведь даже нерасторопные информационщики, которые уже узнавали подробности переговоров через пресс-службу (а чтобы она сформулировала версию тоже нужно время) выдали новость о завершении переговоров не позже пяти часов. Какой-то блиц-криг...
Версия первая. Пока радостная делегация "Газпрома" летела в Минск подписывать соглашение о покупке "Белтрансгаза", белорусская сторона решила внести в согласованные документы некоторые "дополнения". Миллер взбесился, встал и ушел.
Однако и в таком умозрительном сценарии смущает одно — неправдоподобна скорость. Потому что все, кто знает, как белорусы ведут переговоры, скажут вам: это долго, нудно, с жалобами на судьбу, Семашкиным плачем, и об одном и том же, по кругу, по кругу... Они все время куда-то уходят, кому-то звонят, с кем-то что-то согласовывают... Зудят, зудят, зудят на разные голоса... И в какой-то момент у противоположной стороны не выдерживают нервы, все это смертельно надоедает, и хочется только одного — поскорее все закончить.
То есть если появились какие-то изменения и дополнения, то Мясникович и компания должны были просто не выпустить Миллера, вплоть до того, что держать его за лацканы пиджака, убеждать, объясняться, просить. В общем, часа три, четыре, пять капать ему на мозги. Кап-кап-кап-кап... Медленно, методично, в одну точку...
Кстати, если бы были обычные переговоры, все происходило бы точно так же. История показывает, что газовые переговоры с участием белорусов это всегда многочасовое действо.
Потому есть версия вторая. Все документы подписаны, только об этом пока решено не объявлять. Черкануть подпись — дело и правда недолгое. Пятнадцать минут, а дальше можно ехать праздновать. Но...
По поставкам газа подобные тайные подписания действительно были: чтобы не шокировать общественность ценой, к мысли о новых расценках приучали постепенно, уже после того, как документы были завизированы. В то же время объявить о продаже "Белтрансгаза" сегодня — в интересах белорусской стороны. Так как это означает, что хоть какие-то деньги найдены, что они вот-вот придут. А значит, можно на время успокоить и инвесторов, и валютный рынок, и свой партхозактив. То есть сейчас нет смысла держать договоренность в тайне.
Значит, остается третья версия. Хотя она только разновидность первой. Мясникович пожал руку Миллеру, как только ушли журналисты, огласил новую вводную и повез главу "Газпрома" к Александру Лукашенко. Чтобы уже там прошла процедура кап-кап-кап...
Правда, оговорюсь. О переговорах Лукашенко и Миллера информации нет, вообще неизвестно, видели ли они вчера друг друга. Поэтому тут можно только фантазировать. Что же касается официальной трактовки, то сайт белорусского правительства сообщает о вчерашнем мероприятии не как о переговорах, а как о встрече. А пресс-служба "Газпрома" даже к утру 23 сентября не подобрала слов для информации о визите Алексея Миллера в Минск.
Светлана Калинкина, "Народная Воля"