Путин не собирается побеждать на поле боя.
США не дадут Украине победить, так как боятся ослабления Московии и усиления Китая? Президент Джо Байден хочет усадить Владимира Зеленского за стол переговоров с РФ? Победа Дональда Трампа означает прекращение поддержки Украины?
В информационном поле очень часто появляются эти тезисы. Имеют ли они под собой почву? Об этом и не только сайт сайт Charter97 поговорил с военным и политическим экспертом, руководителем украинского Центра военно-правовых исследований Александром Мусиенко.
— Издание New York Times пишет, что США и Украина разрабатывают новую военную стратегию. Американцы говорят, что ставки высоки, а украинский собеседник издания заявил, что это «очень смелый план». О чем может идти речь?
— Смотрите, все закономерно, необходим план на следующий 2024 год. Украинский план понятен — чтобы у ВСУ была огневая мощь, которая позволит наносить удары по тылам московитских войск в Крыму и на других оккупированных территориях, чтобы не давать им спуску, не давать покоя и возможностей для переукомплектования своих сил и подготовки к наступательным действиям. Это задача минимум, которую мы преследуем — вести постоянный огонь по московитским тылам.
Для нас также важно проводить наступательные действия на локальных участках фронта, чтобы использовать момент, когда можно выгрызть у московитских войск какую-то территорию. Стратегическая задача — подготовка наших сил и резервов для активной обороны, но даже эта тактика предусматривает наличие резервов, которые готовы к наступательным действиям.
Как я думаю, это позиция украинской стороны. Сейчас идут серьезные обсуждения, дискуссии. Думаю, будет планирование на базе армии США в Висбадене, где оно проходило в 2023 году. Разрабатываются планы, чтобы если даже украинские войска находятся в обороне, они могли максимально эффективно источать войска противника.
— Статья появилась на фоне поездки Зеленского в Вашингтон, где он встретился с Байденом и выступил перед Конгрессом. Как бы вы оценили результаты этой поездки.
— Оцениваю высоко, поскольку сам визит был очень важен. Это и выступление в Конгрессе, и первая встреча с главой Палаты представителей Майком Джонсоном, встреча и с президентом, и с вице-президентом США. Максимальное донесение нашей позиции о том, что нельзя забывать об Украине, нельзя давать Путину шанс. Стратегия Путина как раз заключается в том, чтобы не одержать победу на поле боя, а победить коллективный Запад, чтобы он опустил руки, перестал поддерживать Украину. Московия пытается атаковать психологически, нагнать панику.
Что нужно делать? Первое — не вестись на эту панику, не воспринимать ее. Второе — обеспечить планы финансирования по поддержке Украины на следующий год. Именно этому посвящен визит президента Зеленского. Со своей стороны Украина делает все, чтобы эта поддержка сохранялась.
— Сегодня вокруг поддержки США есть много мифов и разговоров. Давайте разберем их. Первый: США не хотят проигрыша Московии, так как боятся, что это приведет к усилению Китая. Так ли это?
— Думаю, что Китай будет усиливаться даже с Московией в том состоянии, в котором она сейчас находится. Уж кому интересен Путин на должности, так это Пекину. Ведь Китай сегодня получает дешевые ресурсы, будет проводить «китаизацию» Сибири и Дальнего Востока. Московия уже оказалась в сильной зависимости от Китая.
Парадигма меняется. Если когда-то Московия в эпоху Ельцина нужна была для сдерживания Китая, то сейчас «Ельцин 2.0» не получится. США придется считаться с тем, что у Пекина есть серьезный интерес в Московии. Как раз напротив, состояние, в котором сегодня находится Московия, выгодно для КНР. Скажем, победа Московии Китаю не выгодна, ему интересно, чтобы РФ была максимально долго в состоянии войны и ослабевала. С этой точки зрения победа Украины — это провал планов Китая и укрепления авторитета США в Европе и мире. Это позволит поднять ставки в переговорах с КНР в тех или иных вопросах.
— Второй — администрация Байдена собирается усадить Зеленского за стол переговоров, а за спиной Украины уже идут контакты между США и РФ.
— Мне неизвестно ни о каких контактах. Скажем так, я слышу об этом в течение всего года. Помните публикации Foreign Affairs о том, что Лавров встречался с отставными американскими чиновниками, «синктанками». Прошло полгода, и что?
Переодически вижу эти публикации, не исключаю, что контакты между США и РФ поддерживаются по военной линии и не только. Однако я исключаю, что это может идти за спиной у Украины. Украина борется, заплатила высокую цену. Понимаете, Украина — не Московия, где что-то можно навязать и спустить сверху. Если общество не примет — будет взрыв. В США это прекрасно понимают. Как мне кажется, эти разговоры идут для того, чтобы проверить реакцию общества, СМИ, как они будут реагировать.
Сейчас вести переговоры с Московией для Байдена не выгодно, ведь скоро будут выборы. Байден же заявил на пресс-конференции с Владимиром Зеленским, что необходима победа Украины. Какие переговоры? Мне кажется, что и Московия хочет пережить Байдена и думает, что с Трампом у них будет лучшая конъюктура, хотя я в этом сомневаюсь. Однако Москва не нацелена на мир. Поэтому разговоры идут, но согласитесь, что они идут постоянно и не будут прекращаться. Особенно в конце года, когда подводят итоги контрнаступление и строят планы, что делать дальше.
— Третий — победа Трампа означает остановку помощи Украине.
— Риски есть, очевидно, но я не уверен, что так будет. Хочу напомнить, что в 2016 году Московия рассчитывала на Трампа, а еще живой Жириновский пил шампанское за его здоровье. А затем администрация Трампа дала Украине первый «Джавелин».
США при любой администрации будут вести политику на сдерживание Китая. Любое послабление американо-европейского сотрудничества будет означать усиление влияния КНР на Европу. В США есть много умных и грамотных людей как среди демократов, так и среди республиканцев. Они это понимают. Поэтому США будут регулировать подобные вопросы, чтобы поддержка для Украины не упала, а страна сохранила свой суверенитет и независимость.