Корреспондент «Салідарнасці» побывал в шкуре сторонника Лукашенко.
Общественное объединение «Белая Русь» готовится к созданию партии. На это ее руководство в последнее время намекало не единожды. На днях председатель «Белой Руси», он же первый заместитель главы президентской администрации Александр Радьков сказал, что «ситуация зреет и снизу, и сверху».
Ну, и как после этого я мог остаться в стороне? Держа в уме слова Сергея Довлатова «быть коммунистом стыдно, но выгодно», стал ответственно готовиться к вступлению. Задача-минимум была такова – выяснить, кем же надо быть, чтобы тебя туда взяли.
Зашел на сайт РОО «Белая Русь»: в разделе контакты – пусто. Через несколько минут поиска обнаружились телефоны общественных приемных. Выбрал одну из районных организаций в городе-герое Минске. На другом конце провода мне сказали: пожалуйста, приходите на собеседование.
Стал собираться. Посмотрел на себя в зеркало (говорят, иногда полезно): на лице проскользнула бэнээфовская ухмылка. Нет, с нею тебя туда не возьмут. Достал из шкафа старые джинсы и серую рубашку, обул белые кроссовки. Чего-то не хватает. Взял вместо рюкзака в руки красный пакет. Другое дело. Теперь лицо посерьезней. Чем не убежденный сторонник президента? Сам себе по роже дал бы.
Общественная приемная общественного же объединения находилась у власти за пазухой – в администрации одного из районов Минска. С входа сразу налево – вот и двери с табличкой «Белая Русь». Предварительно стучу, как уважающий власть член общества, и захожу в кабинет. В помещении за компьютером одна молодая девушка. В углу большое знамя «Белой Руси», на стене, как и полагается, креатив – ковер с изображением государственного флага и герба.
– Здрасте, я на собеседование.
– А, это вы звонили? Минутку.
После короткого разговора по телефону девушка приглашает меня прийти в 15.00. Говоря это, она все время улыбается. Необычно так, с подтекстом. Всматриваюсь в ее лицо и понимаю – не их это глаза. С такой можно было бы и повстречаться.
Радуюсь, но на улыбки отвечать не намерен. Вообще будь я настоящим сторонником, следовало бы обидеться: даже блондинка смеется с лукашиста. Ну да ладно.
Но и в 15.00 собеседование не состоялось – меня пригласили зайти через неделю, когда будет сама председатель районной организации. За это время продумал вероятные ответы на вопросы: по легенде я работал у индивидуального предпринимателя. В остальном для простоты решил недалеко уходить от правды.
Пришел я на собеседование вовремя, а вот председатель – нет. Две девушки в кабинете из общественной приемной от нечего делать стали разглядывать фотоальбом их районной организации. Более опытная комментировала другой: вот первый съезд, вот выступает спецназ, вот мы с первым председателем, вот субботник.
Наконец, в кабинет вошла председатель. Объемная женщина неопределенного возраста, директор средней школы. Нас оставили один на один.
За закрытыми дверями
Председатель стала заполнять на меня карточку.
– Вы кто? Расскажите о себе.
– Ну, я…
– Вы гражданин Республики Беларусь?
– Да. Высшее образование. Работаю у ИП.
– Ясно. А про нашу организацию вы что знаете?
– Ну, по телевизору видел. Наверное, это какие-то акции были. Люди высказывались в поддержку президента. Мне это понравилось, – начал я нести ахинею.
– А как вы сами вообще относитесь к президенту нашему? К политике, я имею в виду, которую проводит Александр Григорьевич. Только честно и открыто. Так, как вы считаете. Потому что любой член «Белой Руси» должен быть (с этого момента я стал заранее кивать – Р.Г. ) активным и способствовать тому, чтобы было мирно, было спокойно, чтобы за столом переговоров решались любые вопросы. Вопросы, которые должны быть направлены на укрепление нашей экономики, нашей страны. Чтобы Беларусь становилась все сильнее и сильнее. Поэтому вот скажите… – наконец окончила свой спич председатель райорганизации.
– Ну, я… полностью поддерживаю нашего президента. Мне кажется, что наша страна развивается, – продолжал я нести чушь в ответ. – По улице приятно пройти. Что было пять лет назад, а что сейчас. Мне нравится.
– Пять лет назад тоже было хорошо, – «подловила» меня председатель, после чего допустила грубейшую неточность для руководителя своего ранга. – Президент у нас два срока уже.
– Я в том смысле, что развиваемся, – попробовал я исправиться.
– Развиваемся, – подтвердила председатель. – У нас сейчас будет вставать вопрос об активном участии в выборах в Национальное собрание. В конце года наша общественная организация будет превращаться в партию. Те, кто себя проявит, тот, кто будет поддерживать политику президента, смогут туда вступить.
– Я готов! А что нужно делать?
– Мы проводим акции. Вот праздник города. Мы покупали цветы, проводился конкурс «Беларуская прыгажуня». Проводим акцию за безопасное движение. Будем покупать фликеры. Участвуем в субботниках, каждый вносит свою личную лепту. И конечно, главное политическое мероприятие – выборы. Сейчас выборы в Национальное собрание. Будут кандидаты, за которых мы будем голосовать, и которых будем поддерживать. Будем выставлять пикеты.
В шаге от вступления
В конце концов, речь зашла уже о конкретных условиях моего вступления в «Белую Русь». Похоже, собеседование я прошел. Теперь за пределами этого кабинета молчок – иначе из знакомых никто руки не подаст.
Председатель предупредила, что мне придется платить членские взносы – 0,03% от зарплаты (т.е. 30 тысяч с 1 млн рублей – Р.Г.). Далее отправила меня в соседний кабинет, где девушка распечатала мне для изучения устав объединения и заявление для вступления. От меня требовалось заполнить его и прийти в следующий раз с фотографиями и паспортом, где подтверждалась бы моя регистрация в этом районе Минска.
Но тут неожиданно обнаружилось препятствие для моего вступления в ряды «Белой Руси». С меня еще требовалось принести две рекомендации от уже действующих членов. Тут уж я развел руками: простите, мои дорогие, с лукаши… с убежденными сторонниками, я хотел сказать, общаться не доводилось.
На помощь пришла председатель. Я остался в коридоре, а она вызвала к себе помощницу и минут пять разъясняла политику партии. Когда дверь открылась, я услышал: «И найди ему две рекомендации!» Не ожидал, не ожидал такого внимания и заботы «Белой Руси» в отношении своей скромной персоны.
Я ушел и, конечно, больше не вернулся. Хочется все-таки в историю войти, а не вляпаться.