Что беларусы ставили на новогодний стол?
Накануне Нового года многие изучают предсказания восточного календаря. Согласно ему, 2024-й – год Зеленого Деревянного Дракона, но мы сейчас не об этом. tochka.by – о встрече новогодних праздников на беларусский лад.
Беларусский бог зимы
Начнем с одного из персонажей беларусской мифологии – Зюзи. Сейчас как раз его время.
Зюзя – имя вроде бы забавное, шуточное, а между тем это грозный бог зимы и холода. Ему подвластны метель, вьюга и морозы.
Название происходит от слова «зюзець», что означает мерзнуть, коченеть от холода.
Вот только не надо путать Зюзю с Дедом Морозом. Мороз, который Красный Нос, всегда представляется персонажем добрым, заботливым, миролюбивым. Зюзя совсем другой – он суровый зимний властитель природы, насылающий смертельно опасную стужу.
К слову, по некоторым легендам, Зюзя как-то решил повиниться перед людьми и стал появляться перед Новым годом в образе добродушного Деда Мороза. Это к вопросу о старшинстве.
Беларусы представляли Зюзю как низкорослого бородатого старика с длинными белыми волосами, в белой шубе, без шапки и босого. В руках у него железная булава, которой он стучит по пням и деревьям – страх наводит.
Обитает Зюзя в лесу, но иногда ходит по деревням. Беларусы верили, что Зюзя не будет гневаться, если его задобрить жертвенным блюдом – кутьей.
Для этого первую ложку каши нужно было бросить за окно. А еще оставить на ночь миску с кутьей на отдельном столе специально для Зюзи. И неважно, что каша оставалась нетронутой: считалось, что бог зимы все равно ее отведал.
К Зюзе нужно относиться с уважением, не нарушая его покой в лесу. Нельзя вести себя дерзко и самоуверенно. Иначе накажет, запутав следы, нагнав вьюгу и метель.
В общем, помним: беларусского бога зимы нужно уважать и угощать, самим же при этом не перебрать с горячительным, то есть не «назюзюкацца».
Современная резиденция Зюзи, которого называют Поозерским, находится в одной из агроусадеб Поставского района. Сюда в новогодние праздники едут люди со всей Беларуси. Тем более что местный Зюзя вовсе не страшный: угощает гостей чаем и пряниками.
Кто такие «валачобнікі»
Это сейчас наступление Нового года отмечается в ночь на 1 января. В дохристианское время на территории Беларуси это делали весной. Люди ориентировались на день весеннего равноденствия.
Желанными гостями в каждом доме были «валачобнікі». Они пели, танцевали, желали добра и достатка, всячески нахваливая хозяина за его труд и мудрость, хозяйку – за гостеприимство. Не зайти в какую-либо хату – значит, обидеть хозяев.
«Валачобнікаў» одаривали, как правило, продуктами с собственного подворья: сыром, яйцами, колбасами.
Церкви подобные обряды не очень нравились, потому что были языческими.
К началу XVII века празднование Нового года окончательно перенесли на зиму и увязали это с Рождеством Христовым.
Беларусы представляли Зюзю как низкорослого бородатого старика с длинными белыми волосами, в белой шубе, без шапки и босого. В руках у него железная булава, которой он стучит по пням и деревьям – страх наводит.
Обитает Зюзя в лесу, но иногда ходит по деревням. Беларусы верили, что Зюзя не будет гневаться, если его задобрить жертвенным блюдом – кутьей.
Для этого первую ложку каши нужно было бросить за окно. А еще оставить на ночь миску с кутьей на отдельном столе специально для Зюзи. И неважно, что каша оставалась нетронутой: считалось, что бог зимы все равно ее отведал.
К Зюзе нужно относиться с уважением, не нарушая его покой в лесу. Нельзя вести себя дерзко и самоуверенно. Иначе накажет, запутав следы, нагнав вьюгу и метель.
В общем, помним: беларусского бога зимы нужно уважать и угощать, самим же при этом не перебрать с горячительным, то есть не «назюзюкацца».
Современная резиденция Зюзи, которого называют Поозерским, находится в одной из агроусадеб Поставского района. Сюда в новогодние праздники едут люди со всей Беларуси. Тем более что местный Зюзя вовсе не страшный: угощает гостей чаем и пряниками.
Кто такие «валачобнікі»
Это сейчас наступление Нового года отмечается в ночь на 1 января. В дохристианское время на территории Беларуси это делали весной. Люди ориентировались на день весеннего равноденствия.
Желанными гостями в каждом доме были «валачобнікі». Они пели, танцевали, желали добра и достатка, всячески нахваливая хозяина за его труд и мудрость, хозяйку – за гостеприимство. Не зайти в какую-либо хату – значит, обидеть хозяев.
«Валачобнікаў» одаривали, как правило, продуктами с собственного подворья: сыром, яйцами, колбасами.
Церкви подобные обряды не очень нравились, потому что были языческими.
К началу XVII века празднование Нового года окончательно перенесли на зиму и увязали это с Рождеством Христовым.