Режим входил в десятку экспортеров, но ситуация изменилась.
Сербское расследовательское сообщество BIRN вместе с беларусскими коллегами проанализировало более сотни рейсов беларусских авиакомпаний с сербским оружием и заявило: оружие часто оказывалось в странах под санкциями или просто в руках боевиков.
Беларусский режим в торговле оружием выступает только как перевозчик, либо ведет дела напрямую? Об этом сайт Charter97 поговорил с беларусским политологом Анатолием Котовым:
— Роль зависит от времени и наличия ресурсов. Когда-то беларусский режим входил, наверное, в десятку экспортеров оружия, была возможность распродавать советские складские запасы. Сейчас, конечно, ситуация изменилась, это произошло в несколько этапов. Во-первых, закончились запасы наиболее востребованного оружия на таком неприхотливом рынке конфликтующих стран. Это касается старой техники советского производства и стрелкового легкого оружия и амуниции.
В какой-то момент фактически пришлось переквалифицироваться на поставки каких-то, условно можно это так назвать, новых разработок беларусского военно-промышленного комплекса, на модернизацию советских образцов. Ну и, собственно говоря, перепродажу того, что можно было найти в постсоветских странах, в первую очередь — это опять-таки Московия.
После начала полномасштабной войны в Украине ситуация поменялась еще раз, потому что все что было в беларусских запасах, резервах и так далее, оно в большинстве своем было передано московитской армии. Соответственно, единственное, чем сейчас может заниматься беларусский режим, это поставками остатков техники и вооружений для нужд московитской армии, ремонтом, производством каких-то компонентов на военных и гражданских предприятиях. И естественно, традиционная ниша, которая не менялась на протяжении всех этих этапах, это транспортировка своих и чужих грузов практически в любую точку мира.
— Сегодня, когда многие террористические организации — хуситы, ХАМАС — подняли головы, может ли быть более серьезное расследование продажи оружия режимом Лукашенко?
— Что расследование торговли оружием режимом Лукашенко необходимо, в этом нет сомнения. Но вопрос в том, насколько оно может быть более глубоким, потому что для этого необходимо, чтобы кто-то из торговцев или транспортников заговорил. Во-первых, эти сделки далеко не всегда отображаются в каких-то реестрах, которые являются официальными открытыми источниками информации, каких-то статистических справочниках по внешней торговле.
Во-вторых, часть сделок явно проходит мимо бюджета, соответственно стандартными какими-то методами журналистам-расследователям это будет сложно сделать без источника внутри компании, которая либо занималась торговлей, либо была агентом, либо непосредственно обеспечивала логистику. Это достаточно непрозрачные вещи, если соответсвующий груз попадает, условно говоря, к контрагенту в горячем регионе Африки или той же самой Латинской Америки, на которого санкции не наложены. По документам официально он является конечным получателем и имеет соответствующий сертификат, но абсолютно нет гарантии, что на следующий же день этот груз не окажется в соседней стране, в которую поставлять оружие нельзя согласно каким-нибудь ограничениям по линии ООН или тому подобное. Поэтому не исключены такие ситуации, когда формально беларусский режим никаких запретов не нарушает, поставляет оружие в страну А, которая не находится под санкциями, но прекрасно знает, что через сутки груз окажется в стране Б, в которую поставки запрещены.